Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



СІМЕЙНІ ЛІКАРІ ТА ТЕРАПЕВТИ
день перший
день другий

АКУШЕРИ ГІНЕКОЛОГИ

КАРДІОЛОГИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, РЕВМАТОЛОГИ, НЕВРОЛОГИ, ЕНДОКРИНОЛОГИ

СТОМАТОЛОГИ

ІНФЕКЦІОНІСТИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, ПЕДІАТРИ, ГАСТРОЕНТЕРОЛОГИ, ГЕПАТОЛОГИ
день перший
день другий

ТРАВМАТОЛОГИ

ОНКОЛОГИ, (ОНКО-ГЕМАТОЛОГИ, ХІМІОТЕРАПЕВТИ, МАМОЛОГИ, ОНКО-ХІРУРГИ)

ЕНДОКРИНОЛОГИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, ПЕДІАТРИ, КАРДІОЛОГИ ТА ІНШІ СПЕЦІАЛІСТИ

ПЕДІАТРИ ТА СІМЕЙНІ ЛІКАРІ

АНЕСТЕЗІОЛОГИ, ХІРУРГИ

ГІНЕКОЛОГИ

Газета "Новини медицини та фармації" №9 (727), 2020

Повернутися до номеру

«Чума на все дома»: самые смертельные пандемии в истории человечества

Недавно на Востоке было зафиксировано несколько вспышек бубонной чумы — опасной инфекции, которая в прошлом уносила миллионы жизней. Название этого заболевания стало нарицательным: с чумой начали ассоциировать другие заразные болезни…
Инфекции третировали человечество на протяжении всей его истории, и временами они перерастали в пандемии, «зачищающие» планету от значимого процента населения. Чем более цивилизованными становились люди, строящие города и прокладывающие пути для торговли или войн, тем более вероятными становились пандемии. От подавляющего числа возбудителей наиболее смертоносных из них мы теперь защищены, но все же вспоминаем их каждый раз с содроганием…

Античные пандемии: возбудитель часто неизвестен

430 г. до н.э., Афины, неустановленная инфекция
Наиболее ранняя из зарегистрированных пандемий случилась во время Пелопоннесской войны. После того, как болезнь прошлась по Ливии, Эфиопии и Египту, она проникла через афинские стены — в то самое время, когда спартанцы осадили столицу. Погибли две трети населения Афин (что, собственно, и предопределило победу спартанцев).
Какая инфекция выкосила афинян, точно неизвестно. Ученые предполагают, что это был брюшной тиф: остались записи о симптомах, которые включали лихорадку, жажду, геморрагии в горле и на языке, покраснения и поражения кожи.
165 г. н.э., Антониева чума (также известная как чума Галена)
Чума ли это была? Сегодня ученые сходятся во мнении, что, скорее всего, нет, и больше подозревают натуральную оспу или, возможно, корь, но историческое название за этой пандемией оставили. Симптомы включали жар, боль в горле, диарею и, если пациенту удавалось протянуть достаточно долго, язвы, заполненные гноем.
Эпидемия началась с гуннов, которые потом заразили германцев, а те, в свою очередь, передали ее римским солдатам. Войска, вернувшиеся домой с войны, с легкостью распространили болезнь по всей Римской империи. Пандемия продолжалась долго, примерно до 180 г. н.э., и убила пять миллионов. Одной из ее жертв стал «последний из пяти хороших императоров» Марк Аврелий.
250 г. н.э., Киприанова чума
В болезни, названной в честь первой известной жертвы, христианского епископа Карфагена святого Киприана, палочка Yersinia pestis тоже не была виновата. Симптомы инфекции (диарея, рвота, кровоизлияния, язвы в горле, гангрена конечностей) указывают на то, что это был неизвестный вид геморрагической лихорадки.
Пандемия, начавшись в Эфиопии, прошлась через Северную Африку в Рим, затем в Египет и на север. Неизвестная болезнь, докатившаяся даже до Александрии и Карфагена, «зачистила» население очагов инфекции приблизительно на треть. Согласно записям историков того времени, болезнь ежедневно уносила жизни около пяти тысяч человек. Горожане бежали в деревню, спасаясь от страшной смерти, но вместо этого распространяли инфекцию дальше.
Примечательно, что пандемия была «мерцающей»: вспышки смертельной инфекции повторялись еще в течение следующих трех столетий. В 444 году н.э. она ударила по Британии, что было на руку пиктам и шотландцам. Британцам пришлось обратиться за помощью к саксам, которые вскоре стали контролировать остров.
541 г. н.э., Юстинианова чума
Самая известная нам чума — и впервые в истории пандемий на самом деле чума — бубонная. Впервые появившись в Египте, Юстинианова чума распространилась по Палестине и Византийской империи, а затем по Средиземноморью. Переносимая крысами и распространяемая вездесущими блохами Yersinia pestis выкосила в течение следующих двух столетий около 50 миллионов человек, то есть 26 % населения планеты.
Юстинианова чума изменила политический курс страны, спровоцировав масштабную экономическую катастрофу и разрушив планы императора Юстиниана по воссоединению Римской империи. Юстинианову чуму также обвиняют в создании особой апокалиптической атмосферы, которая стимулировала быстрое распространение христианства.

Темные времена

1350 г., «черная смерть»
Эта вторая крупная вспышка бубонной чумы, стоившая человечеству трети населения планеты. Она предположительно началась в Азии и переместилась на запад вместе с торговыми караванами. В Европу инфекция вошла через Сицилию в 1347 году, когда больные чумой прибыли в порт Мессины. Инфекция так быстро и так массово распространилась по Европе, что жители городов не успевали хоронить мертвых — трупы просто разлагались на улицах, увеличивая риск заражения.
Англия и Франция настолько обнищали из-за пандемии, что заклятым врагам пришлось заключить перемирие в Столетней войне. Пострадал даже далекий Север: опустошив Гренландию, викинги уже не имели сил вести битву с коренным населением, и их «исследования» просторов Северной Америки прекратились. По оценкам, «черная смерть» унесла жизни 75–200 миллионов человек.
Yersinia pestis третировала Европу еще долгими столетиями — эпидемии чумы вспыхивали время от времени с новой силой. Например, в период Великой лондонской чумы в 1665 и 1666 годах от этой болезни погибло 20 % населения города. И, несмотря на то, что ее считают болезнью прошлого, она представляет опасность для определенных групп населения, хотя и ограничена ареалом распространения возбудителя. Специалисты классифицируют бубонную чуму как вновь возникающую болезнь: для нее характерно повторное появление активных очагов и распространение по территориям, где она уже присутствовала ранее.
Кроме этой бактериальной инфекции людям досаждали проказа, оспа, корь (последние две импортировали моряки из Америки). Худо-бедно человечество дотянуло до XIX века, где его поджидали новые патогены.

Новые враги

1817 г., первая пандемия холеры
В этом году началась первая волна изнурительной кишечной инфекции, которая стартовала в России, где от нее умерли один миллион человек. Инфекция попала на Запад, после чего британцы, отличавшиеся в то время непомерными имперскими амбициями, привезли ее в Индию, Африку, Индонезию. Далее холера распространилась на Китай и Японию, что и позволяет ее по праву называть пандемией. В совокупности первая пандемия холеры истребила 150 000 человек. И за следующие 150 лет человечеству пришлось пережить еще несколько эпидемий этой инфекции.
1889 г., русский грипп
Именно он, а не испанка, стал первой разрушительной пандемией гриппа. Все началось со вспышек в Сибири и Казахстане, затем русский грипп достаточно быстро дошел до Москвы, далее покорил Финляндию и Польшу, откуда потом распространился по остальной Европе.
Спустя год русский грипп пересек океан и нанес удар по Северной Америке и Африке. К концу 1890 года от этой болезни умерли 360 тысяч человек.
Недавние исследования показали, что возбудителем той пандемии был вирус гриппа A подтипа H3N8, хотя ранее считалось, что это был «птичий» H2N2.
1918 г., испанский грипп
О первой вспышке гриппа, случившейся весной 1918 года, телеграфировали из Мадрида, поэтому пандемия и получила название «испанский грипп». Только за 25 недель после этого сообщения умерло до 25 миллионов человек.
У испанского гриппа был уникальный профиль жертв: если раньше грипп обычно убивал только детей и стариков или ослабленных другими болезнями пациентов, то испанка поражала выносливых, абсолютно здоровых молодых людей, однако оставляла в живых детей и людей с более слабой иммунной системой.
Уровень смертности испанки составил 20 %. Угроза исчезла только тогда, когда большинство инфицированных либо умерли, либо выработали к возбудителю иммунитет.
Если посмотреть, инфекции часто предопределяли ход ключевых исторических событий. И человек вряд ли настолько изменился, чтобы будущее сделало нам исключение. 


Повернутися до номеру