Газета "Новини медицини та фармації" №6 (724), 2020
Повернутися до номеру
Вышла в свет книга Светланы Родионовны Галич «Анестезиологи глазами акушера»
Рубрики: Анестезіология-реаніматологія
Розділи: Довідник фахівця
Версія для друку
Моим коллегам и друзьям в профессии с благодарностью за то, что вы были и есть в моей жизни...
Специальность анестезиолога требует максимально глубокой теоретической и практической подготовки, чрезвычайно важны они и в акушерской практике, где не только от знаний, но и от человеческих качеств врача зависят жизни матери и ребенка. Книга погружает читателя в нелегкие будни врачей акушеров и анестезиологов, знакомит со сложными клиническими ситуациями, исход которых напрямую зависит от слаженной работы команды медиков. Но в первую очередь это рассказ о беззаветно преданных своему делу людях, с которыми автору посчастливилось работать, о мудрых наставниках, о чести и достоинстве в профессии и жизни.
Вовлеченность автора в описываемые события, живая и эмоциональная манера изложения делают книгу интересной не только для профессионалов, но и для широкого круга читателей.
Акушер и анестезиолог: проблемы коммуникации или команда?
Анестезиология и реанимация как раздел медицинской науки и практики возникла из недр хирургии. На то время это была самая экстремальная отрасль медицины. Буквально на наших глазах, на глазах моего поколения, она развилась в самостоятельную и мощную науку. На данном этапе анестезиология начала формировать отдельные направления, среди которых достойное место занимает акушерская анестезиология. Можно сказать, что существует общая и специализированная анестезиологическая помощь. Современный этап развития медицины предполагает, что первичную помощь в критической ситуации обязан уметь оказывать каждый медицинский работник.
Специализация анестезиологии — это и хорошо, и не очень. Хорошо потому, что позволяет учитывать специфику акушерства. А не очень — потому, что такая специализация уменьшает знания и навыки врачей в других разделах анестезиологии. А это несколько суживает их возможности. Особенно в нестандартных ситуациях. И все же думаю, что такое углубление оправданно. И вот почему.
Мне пришлось начинать работать в акушерстве на ранних этапах развития анестезиологии и реанимации как общей специальности. Тогда анестезиологи как специалисты уже имелись в городских и даже в центральных районных больницах. Но это чаще всего были переученные хирурги. Обычно анестезиолог был один. Его вызывали при необходимости в любое время суток. Еще он работал днем на плановых операциях. Та еще работка! Анестезиологи имелись и в городских многопрофильных больницах. Обычно это было отделение, из которого анестезиологов приглашали в другие отделения. В городских родильных домах отдельной штатной единицы анестезиолога не было. В конце 80-х годов в нашем городе была организована бригада — это были анестезиолог и водитель, дежурящие в одном из роддомов города и по телефонному звонку выезжающие в другие роддома. При необходимости кесарева сечения, при развитии критических ситуаций в род–дома города вызывали такую бригаду.
Начала я свою практическую деятельность с обучения на базе многопрофильной больницы областного уровня и мощного акушерского стационара. В больнице было отдельно организовано отделение реанимации и отделение анестезиологии. В областном роддоме, входящем в структуру областной клинической больницы, имелись свои работающие постоянно анестезиологи. Со временем областной роддом модифицировался в областной перинатальный центр с собственным высокоспециализированным отделением интенсивной терапии (считаю его уникальным по своей сути и по кадровому составу специалистов). А продолжила я работу в многопрофильной городской больнице, где было общее отделение реанимации и интенсивной терапии, и анестезиолога нужно было вызывать оттуда. Понятно, что вызывали анестезиолога из отдельно стоящего отделения исключительно по срочным показаниям, преимущественно для выполнения акушерских операций. С остальными ситуациями справлялись сами. Естественно, разница в надежности работы днем и во время дежурства была большая. Все, что касалось обезболивания родов, неотложной помощи при эклампсии, реанимации новорожденных, инфузионной терапии при кровотечениях, в те годы было прерогативой акушеров-гинекологов. Анестезиологи приглашались только на операцию и на реанимацию. Соответственно, и стратегию оказания неотложной акушерской помощи осуществляли акушеры. Нередко это порождало определенные проблемы. Акушеры хотели, а анестезиологи не могли. Или по-разному понимали одни и те же ситуации.
Такой опыт работы навсегда научил меня ценить анестезио–логов, которые всегда рядом! Возможность пригласить коллегу-анестезиолога к «непонятной» пациентке, использовать профессиональные знания коллеги не только в случае развития критической ситуации, но и при ее угрозе — это, на мой взгляд, огромное достижение нашей медицинской цивилизации. Многие ситуации, казавшиеся нам сложными и требовавшие привлечения дополнительных специалистов, сегодня решаются путем привлечения анестезиологов, коллегиального обсуждения и выработки общей тактики.
А посему этот призыв, «бережем анестезиологов!», я готова написать в качестве лозунга и проповедую в жизни! Надо сказать, что первые анестезиологи, решившиеся работать в роддомах, некоторое время пребывали в непростой ситуации. Ибо акушеры в основной своей массе — люди достаточно мощные по своей личностной структуре. Это такие неравно–душные «всезнайки» и личности с выраженным лидерским поведением. Первое время анестезиологи в роддомах как бы находились не на своей территории. Их звали, когда считали нужным, когда возникали проблемы. И в этих ситуациях нередко возникали, как бы помягче выразиться, некоторые коллизии. В подходах. В оценках. В комментариях. На мой взгляд, огромная работа была проведена за эти годы всеми — и акушерами, и анестезиологами, чтобы разговаривать на одном языке и мыслить однонаправленно. В нашей стране огромный вклад в это внесли лидеры нашей акушерской анестезиологии. В частности, Руслан Афанасьевич Ткаченко. Он одинаково уважаем среди обеих групп специалистов, ему удалось повести за собой и тех, и этих.
Я уже писала о книге профессоров А.П. Зильбера и Е.М. Шифмана «Акушерство глазами анестезиолога». Там есть мудрый ответ на вопрос «Кто главный у постели пациентки — акушер или анестезиолог?» Он таков: «Тот, кто опытнее». Этот мудрый совет возник не на ровном месте. В те времена на многие проблемы интенсивной терапии акушерских больных у акушеров и у анестезиологов были несколько отличающиеся взгляды.
Сегодня эффективное сотрудничество акушеров с анестезиологами выглядит, на мой взгляд, как четко выверенная командная работа. Имея опыт работы с анестезиологами в различных ситуациях и моделях, позволю себе обозначить некоторые этически-коммуникационные правила общения акушеров с анестезиологами, изложенные в следующей главе.
Замечательно работать в команде, понимая, что нам делить нечего. У постели пациентки каждый делает свое дело. Важно его делать грамотно и слаженно. Смотреть в одну сторону и мыслить в одном направлении.