Газета «Новости медицины и фармации» №4 (686), 2019
Вернуться к номеру
Аллергология для всех. К 4-му съезду аллергологов Украины
Авторы: Пухлик Б.М., президент Ассоциации аллергологов Украины
Рубрики: Аллергология
Разделы: Медицинские форумы
Версия для печати
Аллергология относится к числу молодых медицинских наук. Только в 1972 году было создано Украинское научно-медицинское общество аллергологов, председателем которого была избрана К.Ф. Чернушенко. В 1983 году это общество было переименовано в Общество иммунологии и аллергологии (председатель — Чернушенко К.Ф.). Очень много для развития украинской аллергологии в то время сделали И.П. Лернер, Б.С. Брусиловский, Н.М. Бережная, А.Н. Сидоренко, Л.С. Когосова, В.М. Сидельников и многие другие. А.Е. Вершигора первым попытался создать отечественные препараты аллергенов.
В 1993 году с нашей помощью в Виннице прошел первый отечественный съезд фтизиатров, пульмонологов и аллергологов (активно в его проведении участвовали профессор Мостовой Ю.М., к.м.н. Горбатюк И.М. и другие). В 1998 году на 1–м конгрессе иммунологии и аллергологии создается общество иммуно–логов, аллергологов, специалистов по иммунореабилитации (УТИАИ), которое стало правопреемником Общества иммунологии и аллергологии Украины. Г.Н. Дранника в должности главного аллерголога МЗ заменила профессор Института фтизиатрии и пульмонологии Л.А. Яшина. Здесь же в институте при спецсовете открывается научная специальность «клиническая аллергология». Л.А. Яшина издала базовый приказ по службе, провела первый съезд аллергологов Украины в 2001 году. Дважды главным аллергологом МЗ назначался профессор Б.М. Пухлик. В 1997 году была создана Ассоциация аллергологов Украины, под его руководством впервые созданы и утверждены МЗ протоколы оказания медицинской помощи при аллергических заболеваниях (АЗ), формуляры фармакологических препаратов и аллергенов. Значительно было улучшено главное направление в деятельности аллергологов — специфические диагностика и лечение АЗ. Под руководством академика Д.И. Заболотного и с нашей помощью в 1989 году был создан Центр аллергических заболеваний верхних дыхательных путей АМНУ при Институте отоларингологии, важный приказ по аллергологической службе (№ 197/18 от 2002 года), где впервые появился термин «аллергологический скрининг», такие направления, как активное выявление и предупреждение лекарственной аллергии, методология аллерген–специфической иммунотерапии (СИТ).
Нельзя не отметить важную роль главного детского аллерголога МЗ Украины профессора Ольги Илларионовны Ласицы, сделавшей много для развития детской аллергологии в стране. В 1994 году на рынок Украины вышли первые отечественные препараты диагностических и лечебных аллергенов (производитель — винницкое предприятие «Иммунолог»). В 2005 году в Виннице с нашей помощью было проведено второе (первое — в Киеве доцентом Савицким В.М.) исследование по аэропаллинологии (Родинкова В.В.).
Сравнивая уровень развития аллергологии в Украине и за рубежом, нужно сказать, что в принципе, несмотря на экономические и социальные проблемы в нашей стране, мы не отстали от уровня ведущих стран мира в этой области. Так, скажем, Newsweek оценил лучшие клиники мира и выделил 10 самых лучших из них. В верхней части списка находятся две больницы США, на первом месте — клиника Майо в Миннесоте, на втором — клиника Кливленда. Сингапурская больница общего профиля занимает третье место, а еще одна больница США — Джонса Хопкинса в Балтиморе — четвертое. Пятое место — немецкая Charite в Берлине, на шестом — Массачусетская больница общего профиля. Седьмое, восьмое и девятое места — больница общего профиля Торонто, больница Токийского университета и швейцарская больница Лозанны, десятое — клиника Шиба (Израиль). Объем исследования и лечения больных АЗ в этих знаменитых клиниках принципиально ничем не отличается от такового в серьезных аллергологических центрах Украины. Во всех клиниках применяются кожные аллергологические пробы (прик–тест), спирография, определение общего и специфического IgE, кое–где — провокационные назальные пробы, нигде нет и намека на молекулярную аллергологию, которую так протежируют в Украине. Все вышеуказанные клиники для лечения АЗ используют наряду с фармакотерапией СИТ.
Конечно, в украинской аллергологии есть много нерешенных проблем. К ним прежде всего относится отсутствие реальной статистики распространенности АЗ. Тем более, что мы с 1981 по 2014 год провели динамическое клинико–эпидемическое изучение распространенности АЗ и показали, что за этот период она выросла с 6,03 до 26,96 %, тогда как, по официальным данным, лишь немного превышает 1 %.
С другой стороны, нет профильного научно–исследовательского института, организационно–методического центра, аллергологической науки, в стране крайне малое количество врачей–аллергологов (около 300 чел.), аллергологических кабинетов, мизерны бюджетные закупки медицинской и лабораторной техники, аллергенов, лекарственных препаратов, а для сельского населения аллергологическая помощь вообще малодоступна.
Не вдаваясь в причины вышеуказанного и понимая, что в настоящий период стране не до здравоохранения, я тем не менее не считаю ситуацию в оте–чественной аллергологии трагической. У нас, к счастью, сохранились хорошие профессиональные традиции и преемственность, есть достаточно много специалистов высокой (мирового уровня) квалификации, развита сеть аллергологических кабинетов и отделений, создан достаточный спектр отечественных аллергенов, на рынке присутствуют все основные противоаллергологические препараты, ведущие фармацевтические фирмы мира, и, наконец, есть общность специалистов, объединенная в Ассоциацию аллергологов Украины. Периодически контактируя с зарубежными специалистами, изучая мировую литературу, мы понимаем, что находимся на достаточно высоком профессиональном уровне, знаем и умеем практически все, чем располагает мировая практическая аллергология. Это дает основания надеяться, что мы и дальше сможем оказывать больным АЗ в Украине современную и эффективную помощь.
? Какие я хотел бы дать советы и рекомендации, с одной стороны, врачам общего профиля в отношении больных АЗ, с другой стороны — врачам–аллергологам?
Врачам общего профиля необходимо понимать, что больные АЗ постоянно будут вашими пациентами. У семейных врачей, врачей–терапевтов это прежде всего лица с явлениями ринита, кашля и бронхоспазма, зудом и высыпаниями на коже. Указанное означает, что вы должны уметь провести хотя бы предварительную дифференциальную диагностику между аллергическим и вазомоторным ринитом, бронхиальной астмой и хроническим обструктивным заболеванием легких (ХОЗЛ), крапивницами, лекарственной аллергией и зудящими дерматитами. Если вы станете только «диспетчером» и будете направлять больных на консультации к соответствующим узким специалистам, вряд ли состоитесь как настоящий врач и завоюете авторитет среди пациентов. А ведь это обязательно будет, поскольку болеющих разными ринитами до 40 % среди населения, астмой и ХОЗЛ — до 20 %, имеющих периодически различные высыпания на коже — до 60 %.
С другой стороны, если вы назначите таким больным лишь симптоматические средства (сосудосуживающие, бронхолитики, антигистаминные), будете необоснованно передерживать больных с АЗ у себя, то поспособствуете хронизации соответствующих заболеваний, и тогда, скажем, аллергологи уже не смогут применить свой наиболее эффективный метод лечения — СИТ, бронхиальная астма станет неконтролируемой, а лекарственная аллергия может закончиться ана–филактическим шоком или синдромом Лайелла.
Вам, как и педиатрам, важно помнить, что обычно на приеме соотношение больных с истинными и ложными АЗ составляет 1 : 1,3. Вы должны в этом разобраться и не направлять к аллергологам непрофильных больных, ибо аллергологов крайне мало.
Врачи–педиатры, конечно же, неоднократно слышали в медицинских вузах об «аллергическом марше», но только на практике столкнутся с тем, что почти у каждого ребенка до 1–го года жизни на коже могут появляться высыпания. И нужно быть очень внимательным и грамотным, чтобы среди всего этого многообразия экзантем выделить нередкие случаи атопического дерматита, истинной пищевой аллергии. Нередко в вашей практике будут встречаться случаи спастического кашля или бронхоспазма у маленьких детей, и тогда вам будет затруднительно определить, что это — бронхиальная астма, обструктивный бронхит или осложнение бактериально–вирусной инфекции. Единственный совет — учитесь!
Медвежью услугу больным с аллергическим ринитом окажут оториноларингологи, с аллергическими дерматитами — дерматологи, если, не задумываясь, будут назначать ингаляционные или мазевые гормональные препараты. Первые достаточно тесно работают в смычке с аллергологами в НИИ отоларингологии. Ничто не мешает наладить такое сотрудничество в каждой области. Дерматологи должны привлекать аллергологов только к консультированию больных с зудящими высыпаниями.
Можно много говорить об описанных в литературе или увиденных лично случаях АЗ, когда была проявлена элементарная неграмотность или халатность, однако очевидно одно: АЗ сегодня и в обозримом будущем будут касаться каждого врача и 30–40 % населения любой страны мира. У нас, врачей, нет другого выхода, нежели знать основы аллергологии и уметь хотя бы не вредить больным.
Что касается врачей–аллергологов, то я советовал бы им постоянно учиться у своих коллег–профессионалов, благо такие, несмотря на неуважительное отношение к ним государства, среди нас есть.
► Истинный специалист–аллерголог, по моему мнению, должен:
► прежде всего быть достаточно грамотным в области терапии или педиатрии;
► понимать, что коренное отличие врача–аллерголога от представителей других врачебных специальностей заключается в его умении применять специфические методы для диагностики и лечения АЗ;
► знать и постоянно изучать спектр природных и искусственных аллергенов в своем регионе;
► быть в курсе новаций в области аллергологии, а также терапии, педиатрии, иммунологии, отоларингологии, дерматологии;
► следить за работой более опытных коллег и ученых, оперативно внедрять лучшее;
► больных с астмой со стажем свыше 10 лет, с давними осложненными ринитами, псориазом и незудящими дермато–зами оставить профильным специалистам (пульмонологам, лор–врачам, дерматологам);
► далеко не всегда лица с побочными лекарственными реакциями — ваши пациенты. Следует разобраться с учетом главных признаков лекарственной аллергии;
► не принимать слепо на веру услышанную профессиональную информацию, не пропустив ее через свои знания и опыт;
► постоянно анализировать свою работу, видеть ошибки и не переоценивать достижения.
Несмотря на все трудности, аллергология, аллергологическая служба в Украине выживает. Естественно, мечтаем о лучших днях, о больших возможностях для наших врачей и наших больных.