Газета «Новости медицины и фармации» №4 (686), 2019
Вернуться к номеру
Дайджест: нефрологія
Рубрики: Нефрология
Разделы: Справочник специалиста
Версия для печати
Эспа-фоцин® — современный рациональный подход к терапии острого неосложненного цистита
В последние годы острый цистит занимает лидирующее положение среди урологических заболеваний. Согласно данным Cochrane Collaboration, до 40–50 % женщин и девочек-подростков перенесли хотя бы один эпизод острого цистита. У 50 % женщин после первого эпизода в течение года развивается рецидив. Не случайно в Европе данная патология занимает 2-е место после респираторных заболеваний по частоте обращения пациентов в амбулаторные лечебные учреждения. При этом даже неосложненный цистит приводит к значительному снижению качества жизни пациентов и весомым финансовым затратам.
Известно, что ведущим этиологическим агентом острого неосложненного цистита является кишечная палочка. Способность штаммов E.coli к адгезии к клеткам уротелия, а также их высокая пролиферативная активность в моче играют важнейшую роль в патогенезе острого цистита. E.coli выявляется приблизительно в 80–95 % наблюдений, а S.saprophiticus — в 5–19 % случаев. Другие представители семейства Enterobacteriaceae, такие как P.mirabilis и Klebsiella spp., обнаруживаются значительно реже.
Лечение острого цистита следует проводить антибактериальными препаратами, действие которых направлено на эрадикацию возбудителя. Однако в настоящее время отмечается все возрастающая распространенность уропатогенных штаммов E.coli, устойчивых к широко используемым антибиотикам: нитроксолину — 94,1 %, ампициллину — 33,3 %, триметоприму — 20,3 %, ко-тримоксазолу — 18,4, %. Не менее серьезной проблемой, вызывающей обеспокоенность специалистов, является рост резистентности микроорганизмов к фторхинолонам, что отражено в рекомендациях Европейской ассоциации урологов (2011), предлагающих использовать данный класс антибиотиков только для тяжелых госпитальных инфекций, при которых серьезные побочные эффекты препаратов имеют меньшую значимость.
На сегодняшний день в качестве эмпирической антибиотикотерапии первой линии для лечения острого цистита Европейское общество клинической микробиологии и инфекционных заболеваний (ESCMID), Американское общество инфекционистов (IDSA), отечественные клинические протоколы рекомендуют фосфомицина трометамол в качестве препарата первой линии. К их мнению присоединяется Американский конгресс акушеров и гинекологов, считающий целесообразным проведение однодозовой терапии 3 граммами фосфомицина. Такое лечение, наряду с высокой клинической эффективностью, обладает несомненным преимуществом в потенциальном снижении резистентности патогенных штаммов, в минимизации побочных эффектов и улучшении комплайенса. Поэтому при лечении неосложненных инфекций мочевыводящих путей у женщин молодого возраста, сексуально активных, а также беременных при наличии клинических симптомов не более 1 недели, безусловный приоритет должен быть отдан однодозовой терапии фосфомицином.
Фосфомицина трометамол — антибактериальный препарат широкого спектра действия, производное фосфоновой кислоты. Он активен в отношении большинства аэробных грамотрицательных и грамположительных бактерий. Уровень его активности против уропатогенной E.coli составляет 90–100 % как в отношении обычных штаммов, так и в отношении штаммов, продуцирующих бета-лактамазы, кодируемые плазмидами, что подтверждено в исследовании A. Sardar et al. (2017). Кроме того, его активность распространяется на устойчивые к метициллину штаммы Staphylococcus aureus и Staphylococcus epidermidis, энтеро–кокки и пневмококки со множественной антибиотикорезистентностью.
Антибактериальное действие фосфомицина обусловлено его уникальным механизмом действия, реализующимся за счет ингибиции уридиндифосфат-N-ацетилглюкозаминэнолпирувилтрансферазы — фермента, катализирующего инициальный этап синтеза бактериальной стенки. Являясь антиметаболическим ингибитором, препарат препятствует формированию Н-ацетилмурамовой кислоты, необходимого прекурсора пептидогликановой цепи клеточной стенки бактерии. Также он проявляет антиадгезивное действие, препятствуя прилипанию бактерий к эпителиальным клеткам урогенитального тракта. Благодаря этому фосфомицин сводит к минимуму вероятность возникновения перекрестной резистентности к другим антибактериальным средствам, что выгодно отличает его от других классов антибиотиков, в том числе от других ингибиторов синтеза клеточной оболочки бактерий — β-лактамов и гликопептидов.
Фосфомицин применяется перорально, из просвета желудочно-кишечного тракта всасывается на 60 %, не метаболи–зируется, экскретируется почками в неизмененном виде. Период его полувыведения составляет 4 часа при пероральном приеме. За это время фосфомицин создает достаточную минимальную подавляющую концентрацию для уропатогенных штаммов бактерий (в частности, для Е.coli — 128 мкг/мл), которая сохраняется в течение 80 ч после однократного приема. Это является абсолютно достаточным сроком для стерилизации мочи и освобождения ее от бактерий.
Препарат хорошо переносится пациентами, не обладает тератогенным, мутагенным и эмбриотоксическим действием, что является важным преимуществом при необходимости назначения антимикробной терапии беременным женщинам. Кроме того, фосфомицин не обладает фототоксичностью, поэтому его можно назначать даже в теплое время года. Прием препарата 1 раз является простым и удобным для пациента, что позволяет полностью выполнить курсовую терапию и избежать рецидива или хронизации процесса.
Следует отметить, что важным аспектом успешности лечения является качество и доступность препарата, используемого в терапии инфекций мочевыводящих путей. Поэтому приятной новостью стало появление на фармацевтическом рынке Украины препарата фосфомицина трометамола — ЭСПА-ФОЦИН® компании «esparma GmbH» («Aristo group», Германия), гарантирующей высокое немецкое качество и безопасность в сочетании с доступной ценой.
Превосходящая эффективность однодозового фосфомицина трометамола по сравнению с 7-дневным курсом нитрофурантоина
https://www.researchgate.net/publication/317102838_Fosfomycin_Therapy_for_Non-Complicated_Lower_Urinary_Tract_Infections_during_Pregnancy_Tanta_University_Experience)
В исследовании, проведенном A.S. Dawood и соавт. в 2017 году, сравнивалась клиническая эффективность и переносимость однодозовой терапии фосфомицином 3 г и нитрофурантоином по 100 мг 2 раза в день в течение 7 дней. Участницами данного исследования стали 76 беременных женщин с острым неосложненным циститом на сроке 12–36 недель, рандомизированные на две равные группы.
Результаты исследования продемонстрировали превосходство терапии фосфомицином: субъективные жалобы исчезли у 100 % пациенток из этой группы, тогда как в группе сравнения этот показатель составил 86,4 %. Показатель антибактериальной эффективности для группы фосфомицина и нитрофурантоина — 97,4 и 78,4 % соответственно. При этом однодозовое лечение фосфомицином переносилось в 2 раза лучше терапии нитрофурантоином.
Почему цистит часто переходит в хроническую форму
http://www.dr-dilanyan.ru/news/news_36.html
Результаты, опубликованные в журнале «American Journal of Pharmaceutical Education», объясняют рост заболеваемости циститом тягой пациенток к самолечению и устаревшими врачебными рекомендациями.
Обычная практика: при первом эпизоде цистита женщина идет к врачу и получает список необходимых лекарств. Однако последующие острые приступы пациентки предпочитают лечить самостоятельно, опираясь на ранее выданные предписания. В конечном счете воспалительный процесс переходит в хроническую форму, так как бактерии-возбудители вырабатывают устойчивость к препаратам.
По мнению американских ученых, резистентность бактерий также объясняется устоявшейся тактикой лечения: урологи чаще всего назначают фторхинолоны и другие мощные антибиотики широкого спектра действия. В ходе исследования обнаружилась устойчивость некоторых штаммов кишечной палочки (наиболее частого возбудителя острого цистита) к этой группе антибактериальных препаратов.
В связи с полученными данными научное сообщество рекомендует практикующим специалистам избирательно подходить к выбору антибиотиков в соответствии с современными рекомендациями, а пациенткам — избегать самолечения.