Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» Офтальмология (363) 2011 (тематический номер)

Вернуться к номеру

Характер стресс-реактивности организма и особенности клинического течения ожоговой болезни глаз

Авторы: Р.И. Чаланова ГУ «Институт глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова АМН Украины» Т.В. Дегтяренко Южно-Украинский национальный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Одесса

Версия для печати


Резюме

Из клинической практики известно, что ожоги глаз одной степени тяжести у различных больных могут протекать и завершиться по-разному. Наблюдаются и такие клинические случаи, когда более тяжелая ожоговая травма у одного больного может завершиться более благоприятно, нежели ожоговое повреждение меньшей степени тяжести у другого больного. Различия клинического течения и исходов патологического процесса зависят от индивидуальных особенностей реактивности организма пострадавших.

До недавнего времени в офтальмокомбустиологии не было способа оценки индивидуальной реактивности организма. К решению этого вопроса можно подойти с позиции оценки стресс-реактивности организма.

Базируясь на данных о функциональной взаимосвязи основных гомеостатических регуляторных систем (нервной, иммунной и эндокринной) в ответной реакции организма на воздействие стрессового фактора, осуществляемой на основе клеточных лиганд-рецепторных взаимодействий, проф. Т.В. Дегтяренко впервые предложила использовать показатель адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов для оценки уровня стрессированности организма. Предполагается, что уровень адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов (определяется в нагрузочном тесте «активных» Е-РОК с адреналином) позволяет опосредованно судить о степени активации симпатоадреналовых реакций в ответной реакции организма на действие стрессового фактора — ожоговую травму глаза.

Результаты клинико-иммунологических исследований, проведенных у больных с ожогами глаз тяжелых степеней, позволили установить, что при ожогах глаз III и IV степени тяжести показатель адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов повышается в 3 раза. При установленной норме у здоровых лиц 3,20 ± 0,85 % через неделю после ожога уровень адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов составил 10,40 ± 1,66 % у больных с III степенью тяжести и 11,80 ± 0,65 % — у больных с IV степенью тяжести ожога глаз. При анализе адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов по уровню у больных с ожогами глаз тяжелых степеней нами выделены 3 подгруппы: с незначительным повышением (5–10 %), умеренным повышением (10–16 %) и с высоким (более 16 %) показателем. На 7-е сутки с момента ожога из всего числа обследованных больных незначительный уровень стрессированности организма выявлен у 57 % больных с III степенью тяжести ожога глаз и у 40 % больных с IV степенью тяжести ожога глаз. Умеренное повышение уровня адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов отмечено в 20 и 41 % случаев при ожогах глаз III и IV степени соответственно. Высокий уровень стрессированности организма выявлен у 23 % больных с III степенью тяжести ожога глаз и у 19 % пострадавших от ожогов глаз IV степени тяжести.

Таким образом, нами установлено, что показатель адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов у больных с ожогами глаз вне зависимости от степени тяжести повышается в 3 раза уже на 7-е сутки с момента ожога. Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о том, что уровень стрессированности организма в основном зависит от индивидуальных особенностей реактивности организма пострадавших и в меньшей степени — от степени тяжести ожога глаз.

Дальнейшие клинико-иммунологические исследования показали, что в динамике ожоговой болезни показатель адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов может изменяться двояко. У одной категории больных на 7-е сутки с момента ожога глаз отмечено значительное повышение этого показателя со снижением его на 14-е сутки наблюдения и поддержанием на умеренно повышенном уровне до конца острого периода ожоговой болезни. У другой категории больных отмечалась динамика противоположного характера. Незначительное повышение уровня адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов на 7-е сутки с момента ожога глаз сменилось значительным повышением показателя на 14-е сутки с поддержанием его на значительно повышенном уровне до конца острого периода ожоговой болезни. В пределах обеих групп больных, выделенных по типу динамики адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов, было установлено равное количество пострадавших от ожогов глаз и III, и IV степени тяжести. Характерно, что у первой категории больных ожоговая болезнь глаз протекала при незначительных колебаниях показателей клеточного и гуморального иммунитета, в то время как у больных второй категории были выявлены признаки вторичного иммунодефицита. Клинический анализ позволил установить, что в группе больных с тяжелыми ожогами глаз, у которых отмечено раннее активное включение симпатоадреналовых реакций в ответную реакцию организма на действие стрессового фактора — ожоговую травму глаз, осложнения ожоговой болезни выявлены в 20 % случаев. При замедленном включении симпатоадреналовых реакций в ответную реакцию организма на действие стрессора осложненное течение ожоговой болезни отмечено у 71 % больных.

Таким образом, клинико-иммунологические исследования показали, что индивидуальные особенности реактивности (в том числе и иммунореактивности) организма пострадавших от ожогов глаз тяжелых степеней зависят от типа стресс-реактивности организма. При своевременном и адекватном включении симпатоадреналовых реакций в ответную реакцию организма на действие стрессового фактора — ожоговую травму глаз выявлено наименьшее количество осложнений ожоговой болезни, которая протекала при незначительных изменениях показателей иммунного статуса организма. Значительное число осложнений у больных второй категории мы связываем с замедленным включением симпатоадреналовых реакций в ответную реакцию организма на действие стрессового фактора — ожоговую травму глаза с поддержанием активности САС на высоком уровне до конца острого периода ожоговой болезни, что явилось причиной развития вторичного иммунодефицитного состояния, повлекшего за собой осложненное течение ожоговой болезни глаз.

Установленные различия клинического течения ожоговой болезни глаз и состояния иммунореактивности организма у больных с ожогами глаз обеих категорий позволили нам первый тип динамики адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов расценивать как адаптивный, а второй тип — де­задаптивный.

Как мы установили, для благоприятного клинического течения патологического процесса имеет значение своевременное включение САС в ответную реакцию организма на действие стрессора. Не менее важной является адекватная интенсивность симпатоадреналовых реакций. Если реализация адаптивного типа стресс-реактивности происходит на повышенном уровне (уровень адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов более 16 %), то отмечаются значительные отклонения показателей иммунореактивности организма и осложненное течение ожоговой болезни. Если при адаптивном типе стресс-реактивности отмечалось резкое истощение активности симпатоадреналовых реакций, которое, в частности, выражалось резким (до нормы и ниже) снижением уровня адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов на 14-е сутки наблюдения, то ожоговая болезнь также про­текала с осложнениями на фоне срыва иммунореактивности организма. Эти варианты индивидуальной адренергической иммунореактивности организма, несмотря на адаптивный тип стресс-реактивности, по нашему мнению, следует отнести к проявлениям дисрегуляции.

Нами выявлена вариабельность и при дезадаптивном типе стресс-реактивности. При замедленном включении САС в ответную реакцию организма на действие стрессового фактора — ожоговую травму глаза она заключается в том, что на 7-е сутки с момента ожога показатель адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов может быть ниже нормы здоровых лиц, в пределах нормы, быть повышенным от 10 до 16 %, а может быть и выше 16 % (4 варианта). Самым важным в интерпретации дезадаптивного типа индивидуальной адренергической иммунореактивности организма при ожоговом повреждении глаз является очень высокий (выше 16 %) уровень адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов на 14-е сутки и далее до конца острого периода ожоговой болезни. Это значит, что дезадаптивный тип стресс-реагирования организма по своей сути является гиперергическим с различными сроками включения симпатоадреналовых реакций в ответную реакцию организма на действие стрессора. При так называемом ареактивном варианте индивидуальной адренергической иммунореактивности организма до конца острого периода ожоговой болезни показатель адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов и показатели иммунореактивности были в пределах нормы при осложненном течении ожоговой болезни глаз. При этом варианте иммунореактивности гиперергическая стресс-реактивность вы­явилась через 1,5 месяца после ожога и наблюдалась на протяжении всего периода поэтапного восстановительно-хирургического лечения, значительно осложняя послеоперационное течение с отягощением исходов. Можно подчеркнуть, что ареактивность стресс-реализующей системы организма при ожоговой травме глаза — явление временное. В отдаленные сроки с момента ожога у таких больных разовьется гиперергическая стресс-реактивность. Дисрегуляция проявляется в невозможности своевременной и соразмерной ответной реакции регулирующих систем, необходимой для полноценного функционирования организма в стрессовой ситуации. Несостоятельность стресс-реализующей системы организма заключается не только в замедленном ее включении после стрессирующего воздействия, но и в непомерно высокой активности (до 38 %), которую мы наблюдали у некоторых больных на протяжении 15 лет (с неблагоприятными результатами лечения). Несостоятельность стресс-реализующей системы может заключаться и в том, что на 14-е сутки с момента ожога не происходит снижения активности симпатоадреналовых реакций до умеренно повышенного уровня (8–10 %). Это означает, что при повышенной активности САС в организме длительное время продолжают превалировать катаболические реакции над анаболическими, то есть продолжаются процессы, которые влекут за собой истощение энергетических и пластических ресурсов организма, чем отягощают не только течение острого периода ожоговой болезни. К сожалению, тенденция гиперергического стресс-реагирования у большинства больных сохраняется в дальнейшем и проявляется при проведении восстановительно-хирургического лечения.

Остановимся на характеристике нормергического варианта индивидуальной адренергической иммунореактивности организма при ожоговой тяжелой травме глаз. Из всего числа обследованных больных такой вариант обнаружен у 1/3 всех пострадавших от ожоговой травмы глаз. Этот вариант выделен в рамках адаптивного типа стресс-реагирования. Это предполагает активное включение симпатоадреналовых реакций в ответную реакцию организма на действие стрессора со снижением этой активности на 14-е сутки после ожога и поддержанием на умеренно повышенном уровне до конца острого периода ожоговой болезни. На 7-е сутки наблюдения уровень адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов составил 16–18 %, на 14-е сутки наблюдения этот показатель снизился до 8–10 % и оставался на таком умеренно повышенном уровне до конца острого периода ожоговой болезни. В соответствии с данными клинико-иммунологических исследований нормергический вариант характеризуется незначительными колебаниями показателей клеточного и гуморального иммунитета. Ожоговая болезнь при нормергическом варианте индивидуальной адренергической иммунореактивности организма и при III, и при IV степени тяжести ожогового повреждения глаз протекает без осложнений. В последующем без осложнений протекает и послеоперационный период при проведении восстановительно-хирургического лечения. При нормергическом варианте индивидуальной адренергической иммунореактивности организма у всех больных удается сохранить зрительные функции поврежденного органа зрения и получить удовлетворительный косметический эффект.

Итог изложенному формулируется следующими положениями:

— Особенности клинического течения ожоговой болезни глаз зависят от характера стресс-реактивности организма.

— Показатель адренорецепции «активных» Т-лимфоцитов опосредованно отражает степень стрессированности организма и дает возможность подойти к оценке состояния иммунореактивности организма с позиции индивидуальности.

— Благоприятное течение ожоговой болезни глаз отмечено при нормергическом варианте индивидуальной адренергической иммунореактивности организма, предполагающем своевременное и адекватное по интенсивности включение симпатоадреналовых реакций в ответную реакцию организма на действие стрессового фактора и поддержание этой активности на умеренно повышенном уровне до конца острого периода ожоговой болезни.

— Дезадаптивный тип индивидуальной адренергической иммунореактивности организма представляет собой гиперергический тип стресс-реагирования с различными сроками включения симпатоадреналовых реакций в ответную реакцию организма на действие стрессового фактора — ожоговую травму глаза. Ожоговая болезнь у больных с дезадаптивным типом стресс-реагирования в 71 % случаев характеризуется осложненным течением на фоне срыва адаптивных возможностей организма.


Список литературы

1. Дегтяренко Т.В., Макулькин Р.Ф. Биогенные стимуляторы и иммунореактивность. — Одесса: Маяк, 1997. — 190 с.

2. Дегтяренко Т.В., Чаланова Р.І. Імунореактивність організму у хворих з опіками очей тяжких ступенів // Одеський медичний журнал. — 2002. — № 6(74). — С. 45-49.

3. Дегтяренко Т.В., Чаланова Р.І. Адренергічна імунологічна реактивність організму до дії стресового чинника // Досягнення біології та медицини. — 2003. — № 2. — С. 29-34.

4. Дегтяренко Т.В., Чаланова Р.І., Богданова О.В. Спосіб визначення ступеня опікового стресу. Деклараційний патент на винахід № 2003021347 від 14.02.03.

5. Чаланова Р.И., Дегтяренко Т.В. Физиологически адекватная индивидуальная адренергическая иммунореактивность организма при ожоговой болезни глаз // Офтальмоиммунология. Итоги и перспективы: Мат-лы науч.-практич. конференции. — Москва, 2007. — С. 336-339.

6. Чаланова Р.И., Дегтяренко Т.В. Варианты индивидуальной адренергической иммунореактивности организма при дезадаптивном типе стресс-реактивности на ожоговую травму глаза (клинико-иммунологические исследования) // Загальна патологія та патологічна фізіологія. — Т. 4, 2009. — № 2. — С. 74-79.

7. Чаланова Р.И., Дегтяренко Т.В. Адекватный тип иммунореактивности на тяжелое ожоговое повреждение глаз (первое сообщение) // Офтальмологический журнал. — 2010. — № 3. — С. 13-19.

8. Чаланова Р.И. Дезадаптивный тип индивидуальной адренергической иммунореактивности организма на ожоговую травму глаза (второе сообщение) // Офтальмологический журнал. — 2010. — № 4. — С. 37-42.

9. Чаланова Р.И., Дегтяренко Т.В. Практическая значимость клинико-иммунологической оценки стресс-реактивности организма для офтальмокомбустиологии (третье сообщение) // Офтальмологический журнал. — 2010. — № 6. — С. 31-37.


Вернуться к номеру