Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



СІМЕЙНІ ЛІКАРІ ТА ТЕРАПЕВТИ
день перший
день другий

АКУШЕРИ ГІНЕКОЛОГИ

КАРДІОЛОГИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, РЕВМАТОЛОГИ, НЕВРОЛОГИ, ЕНДОКРИНОЛОГИ

СТОМАТОЛОГИ

ІНФЕКЦІОНІСТИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, ПЕДІАТРИ, ГАСТРОЕНТЕРОЛОГИ, ГЕПАТОЛОГИ
день перший
день другий

ТРАВМАТОЛОГИ

ОНКОЛОГИ, (ОНКО-ГЕМАТОЛОГИ, ХІМІОТЕРАПЕВТИ, МАМОЛОГИ, ОНКО-ХІРУРГИ)

ЕНДОКРИНОЛОГИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, ПЕДІАТРИ, КАРДІОЛОГИ ТА ІНШІ СПЕЦІАЛІСТИ

ПЕДІАТРИ ТА СІМЕЙНІ ЛІКАРІ

АНЕСТЕЗІОЛОГИ, ХІРУРГИ

ГІНЕКОЛОГИ

Журнал "Медицина невідкладних станів" 3(16) 2008

Повернутися до номеру

Правило для прекращения реанимационных мероприятий при внегоспитальной сердечной смерти

Выживаемость после внегоспитальной остановки сердца остается очень низкой. Тем не менее в настоящее время все внезапно умершие пациенты после применения парамедиками основных реанимационных мероприятий (ОРМ) с использованием автоматического наружного дефибриллятора (АНД) транспортируются в отделения реанимации и неотложной помощи. Канадские ученые ретроспективно разработали правило для прекращения ОРМ на догоспитальном этапе и проспективно проверили его справедливость в рамках исследования Termination of Resuscitation (TOR). Прогностическое правило предполагает, что в отсутствие оборудования и персонала, способного проводить реанимационные мероприятия в полном объеме, усилия парамедиков по оживлению в случае внегоспитальной смерти можно прекратить, если имеются все следующие условия:

— во-первых, до начала транспортировки не восстановлено спонтанное кровообращение;

— во-вторых, не было выполнено ни одного разряда АНД;

— в-третьих, остановка сердца произошла до контакта с персоналом неотложной помощи (например, с пожарными или парамедиками).

Данное правило было проверено в работе 24 систем неотложной помощи городских и сельских районов провинции Онтарио (Канада). Последовательно включались все взрослые пациенты, умершие предположительно от сердечной причины, которым проводились ОРМ парамедиками, обученными работе с АНД. АНД использовался каждые 1–2 минуты в паузах ОРМ (но не более 3 раз) для автоматического анализа ритма сердца и электрошока (но не более 3 разрядов за каждое подключение АНД). Исключались больные с расширенной реанимацией (например, интубацией и внутривенным введением), а также умершие от явно не сердечной причины (например, от травмы или асфиксии) или завещавшие «не реанимировать». Парамедики транспортировали всех пациентов в госпиталь и заполняли формуляр, в котором отмечали все доступные клинические характеристики, все компоненты прогностического правила, в соответствии с которым делали заключение «прекратить реанимацию» или «транспортировать».

В последующем (через 6–8 месяцев после остановки сердца) координаторы исследования получали госпитальные данные об исходах пациентов, которые были разделены на умерших (смерть установлена при поступлении в отделение реанимации или во время нахождения в госпитале) или выживших (пациент был выписан из госпиталя или еще находился в нем через 6 месяцев от поступления). Проспективно получены данные о 1240 случаях сердечной смерти. 1140 больных (91,9 %) были признаны умершими при поступлении в госпиталь, 59 (4,8 %) умерли во время нахождения в госпитале, 39 (3,1 %) были выписаны живыми и 2 (0,2 %) находились в стационаре через 6 месяцев после остановки сердца. Для 37 из 41 выжившего пациента правило рекомендовало «транспортировать»: специфичность составила 90,2 %. Для 772 из 1199 умерших больных правило рекомендовало «прекратить реанимацию»: чувствительность составила 64,4 %. Из 776 пациентов с рекомендацией «прекратить реанимацию» 772 умерли: позитивное прогностическое значение — 99,5 %. Рекомендация «транспортировать» отмечена у 464 больных, из которых только 37 выжили: негативное прогностическое значение — 8,0 %.

Таким образом, из 776 пациентов, у которых правило рекомендовало прекращение реанимационных мероприятий, только 4 (0,5 %) выжили, при этом один имел тяжелые мозговые расстройства. Такой уровень выживаемости оказался значительно (р = 0,04) ниже 1 %, который считается пороговым для целесообразности медицинских мероприятий.

Авторы полагают, что использование их прогностического правила позволило бы снизить уровень транспортировки (а значит, и необоснованных затрат) со 100 % пациентов до 37,4 %. Дополнение правила другими критериями (время контакта c  парамедиками; 8 минут после вызова или смерть, которая произошла без свидетелей) увеличивало позитивное прогностическое значение до 99,7 и 100 % соответственно, но одновременно привело бы к увеличению числа госпитализированных до 68,4 и 61,6 %. Авторы подчеркивают, что данное правило не распространяется на персонал неотложной помощи, обладающий возможностями расширенных реанимационных мероприятий либо не обученный работе с АНД.  



Повернутися до номеру