Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал "Гастроэнтерология" 4 (50) 2013

Вернуться к номеру

Страницы жизни лейб-медика семьи николая II Владимира Николаевича Деревенко

Авторы: Шевцова З.И. - ГУ «Институт гастроэнтерологии НАМН Украины»; Гапонов В.В. - ГУ «Днепропетровская медицинская академия МЗ Украины»

Рубрики: Гастроэнтерология

Разделы: История медицины

Версия для печати


Резюме

В статье представлены этапы жизненного пути и многолетней профессиональной деятельности ученого, профессора, хирурга, гражданина Владимира Деревенко. Ему пришлось пройти через лишения, ссылки, аресты. Причина преследований — шестилетняя работа по оказанию медицинской помощи царской семье, в частности наследнику престола Алексею.

У статті подані етапи життєвої дороги та багаторічної професійної діяльності вченого, професора, хірурга, громадянина Володимира Деревенка. Йому довелося пройти крізь втрати, заслання, арешти. Причина переслідувань — шестирічна робота з надання медичної допомоги царській сім’ї, зокрема спадкоємцеві престолу Олексію.

Stages of life and professional activity of a scientist, professor, surgeon, citizen, Vladimir Derevenko have been provided. He had to endure hardships, exiles, arrests. The reason of persecution is the six-year work on rendering medical assistance to the tsar’s family and in particular to the heir to the throne Alexey.


Ключевые слова

Деревенко, жизненный путь, медицинская помощь, Романовы.

Деревенко, життєвий шлях, медична допомога, Романови.

Derevenko, way of life, medical help, the Pomanovs.

Статья опубликована на с. 103-107

Через лишения, ссылки, аресты пришлось пройти доктору Владимиру Николаевичу Деревенко. Причина преследований — оказание в течение шести лет медицинской помощи царской семье, в частности наследнику престола Алексею Романову. Профессиональная деятельность Владимира Деревенко проходила в лечебных учреждениях различных регионов. Яркой страницей в его жизни была работа в Екатеринославской губернии (в настоящее время — Днепропетровская область). В литературе чаще встречаются сообщения о лейб­медике Боткине, погибшем вместе с царской семьей. Личность Владимира Деревенко — гражданина, ученого, хирурга — освещается недостаточно полно, что послужило основой проведения данного поиска.

Владимир Деревенко появился на свет 15 (27) июля 1879 года в семье дворянина Ясского уезда Бессарабской губернии (в настоящее время — Республика Молдова). После окончания 1­й Кишиневской классической гимназии в 1899 году поступил на первый курс Военно­медицинской академии (ВМА, г. Санкт­Петербург), которая выпускала военных и военно­морских врачей. Окончил академию в мае 1904 г. с отличием и степенью лекаря. За успехи в учебе был удостоен премии почетного академика Московской хирургической академии и основоположника русской хирургической школы И.Ф. Буша (1771–1843), присуждавшейся ежегодно лучшему на курсе выпускнику академии. Его имя было также занесено на почетную доску alma mater.

Решением конференции ВМА В.Н. Деревенко оставили на три года при академии для подготовки к профессорскому званию. Однако в связи с русско­японским военным конфликтом в мае 1904 г. он был призван на действительную службу и назначен младшим врачом при Керченской крепостной артиллерии, одновременно заведовал венерическим и глазным отделениями местного лазарета. В сентябре того же года Деревенко в составе 55­го Подольского полка был отправлен на Дальний Восток и принял участие в Русско­японской войне, работая на передовом перевязочном пункте.

С 13 мая 1905 года Владимир Деревенко — ординатор госпитальной хирургической клиники ВМА (руководитель — профессор С.П. Федоров), а с 29 мая 1905 г. — ассистент 1­го хирургического отделения ВМА, член хирургического общества имени Н.И. Пирогова.

29 апреля 1906 года у Владимира Николаевича родился сын Николай, которому позже суджено было стать товарищем цесаревича в детских играх.

Через два года В.Н. Деревенко успешно защитил диссертацию на тему: «К вопросу об оперативном лечении невралгии тройничного нерва» на соискание ученой степени доктора медицины. Материалы его исследований используются отечественными и зарубежными нейрохирургами до настоящего времени. В.Н. Деревенко командируется на два года за границу (в Германию, Швейцарию) для научного усовершенствования. В декабре 1910 г. ученый возвращается в ВМА и продолжает работу в клинике профессора С.П. Федорова, вскоре получает звание приват­доцента на кафедре госпитальной хирургии.

В Российской империи на протяжении нескольких столетий медицинским обслуживанием царской семьи и членов рода Романовых занимались врачи, состоявшие в штате Придворной медицинской части Министерства Императорского двора. Отдельную группу составляли врачи­консультанты — заслуженные доктора медицины и известные профессора по различным отраслям медицины, которые привлекались для консультаций и лечения в сложных и тяжелых случаях. Среди почетных лейб­медиков семьи Николая II были профессора С.П. Боткин, Д.О. Отт, Р.Р. Вреден, А.Е. Кожин, С.А. Острогорский, Б.З. Малама и другие. Постоянным лечащим врачом императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и их детей был лейб­медик профессор Евгений Сергеевич Боткин (1865–1918), который разделил их судьбу 17 июля 1918 года [1].

В октябре 1912 г. жизнь военного врача Владимира Деревенко изменилась — он вошел в царское окружение в качестве почетного лейб­хирурга, а по сути дела в качестве личного врача Алексея Романова (1904–1918), который страдал гемофилией. Высокая профессиональная подготовка доктора Деревенко, полученная в стенах ВМА, опыт работы в ведущей клинике России, на фронтах Русско­японской и Первой мировой войн позволяли ему оказывать медицинскую помощь царствующим особам в разных сферах медицины. Из воспоминаний преданных царской семье людей, тех, кто до последних дней сопровождал императорскую семью, известно, что с момента первого знакомства Владимира Николаевича и его сына Коли с Их Величествами установились теплые, дружеские, доверительные отношения, которые прервала только гибель царской семьи. Колю Деревенко, который воспитывался в Царскосельской Императорской Николаевской гимназии, часто приглашали играть с цесаревичем Алексеем.

Из воспоминаний Пьера Жильяра, учителя цесаревича: «Дети познакомились и вскоре подружились; не проходило воскресенья, праздника или дня отпуска, чтобы они не соединялись. Наконец они стали видаться ежедневно, и Цесаревич получил даже разрешение посещать доктора Деревенко, жившего на маленькой даче недалеко от дворца. Он часто проводил там всю вторую половину дня в играх со своим другом и его товарищами в скромной обстановке этой семьи среднего достатка» [2].

В годы Первой мировой войны Владимир Деревенко принимал активное участие в работе Дворцового лазарета в Царском Селе и лазарета Большого дворца, организованных на средства императрицы.

В ночь с 31 июля на 1 августа 1917 г. семья Николая ІІ была отправлена в сибирскую ссылку. Доктор Боткин был назначен состоять при Их Величествах, а доктор Деревенко — врачом отряда особого назначения (конвой и охрана). В Тобольске предписывалось соблюдать царскосельский режим, то есть никого не выпускать за пределы отведенных помещений. Только докторам Боткину и Деревенко разрешалось покидать дом для оказания медицинской помощи местному населению и принимать пациентов на дому.

Незадолго до ссылки, 1 июля 1917 года Деревенко избирается профессором медицинского факультета Пермского университета [3]. Вероятно, с оформлением документов связано прибытие Владимира Николаевича с семьей в Тобольск, позже — царской семьи. В конце марта 1918 года у наследника начался очередной приступ гемофилии, и он не мог последовать за родителями, которых в ночь с 25 на 26 апреля 1918 года перевезли в Екатеринбург. Наблюдал за состоянием здоровья цесаревича доктор Деревенко.

Царская семья соединилась в Екатеринбурге только в конце мая, ее разместили в доме особого назначения (ДОН). Доктору Деревенко разрешили поселиться в городе. Он оказывал медицинскую помощь цесаревичу Алексею, который получил травму колена и страдал от болей в коленном суставе. Одновременно работал военным хирургом в госпитале, занимался частной практикой, лечил население Екатеринбурга. Ему предлагали уехать из Екатеринбурга, однако доктор остался, и другие объяснения, кроме верности врачебному долгу, офицерской чести и долга гражданина, найти сложно. Когда с В.Н. Деревенко в середине июня 1918 г. связались офицеры, намеревавшиеся освободить царскую семью, они получили от него приблизительный план дома, в котором она содержалась, объективное изложение происходящих событий. После взятия Екатеринбурга частями Белой армии и отрядами белочехов (25 июля 1918 г.) начались поиски исчезнувшей царской семьи. Доктор присутствовал при осмотре комнат ДОН, ездил в Коптяки на осмотр места, где были обнаружены останки погибших (30 июля 1918 г.).

В декабре 1918 г. В.Н. Деревенко с семьей приезжает в Пермь, где его ждет работа в хирургической клинике Пермского университета [3, 4]. В июле 1919 г. при подходе к городу частей Красной армии доктор В.Н. Деревенко вместе с преподавателями, сотрудниками и студентами Пермского отделения Петроградского университета эвакуирован в Томск, где работает на кафедре факультетской хирургической клиники Томского университета, оперирует в военном госпитале, продолжая работу здесь и после прихода в декабре 1919 г. Красной армии [4]. Под его руководством осваивал азы хирургии А.Г. Савиных (1888–1963), впоследствии действительный член АМН СССР. Летом 1920 г. медицинский факультет был реэвакуирован в Пермь, где профессор Деревенко заведовал кафедрой факультетской хирургии с курсом урологии (ныне кафедра общей хирургии лечебного факультета ПГМА имени академика Е.А. Вагнера). Ученый основал первое урологическое отделение в Пермском крае [5].

Сын профессора Деревенко Николай, воспитанник Царскосельской Императорской Николаевской гимназии, один из немногих детских друзей цесаревича Алексея, последовавший с отцом за царской семьей в ссылку, в начале 1920­х годов поступил на медицинский факультет Пермского университета, но проучился недолго в связи с переездом семьи.

В октябре 1923 г. профессор Деревенко приехал в г. Екатеринослав (в настоящее время — Днепропетровск) для заведования кафедрой и пропедевтической хирургической клиникой медицинского института. Ученый первым в Днепропетровске начал применять и широко внедрять в клиническую практику инструментальные урологические методы исследования и операции на мочевыделительных путях. С него начинается история урологии Днепропетровской медицинской академии. Включение в систему мединститута быстро превратило больницу в крупный научный центр (ныне больница № 2). На ее базе были открыты две клиники института: пропедевтики внутренних болезней во главе с профессором А. Државецким и общей хирургии во главе с профессором В.Н. Деревенко. К 10­летию советской власти больница уже имела 97 штатных врачей, 8 отделений на 450 коек. В 1930 году благодаря усилиям профессора В.Н. Деревенко был открыт первый в городе амбулаторный урологический прием.

Профессор Деревенко был прекрасным клиницистом­диагностом, хирургом­виртуозом, который свободно владел техникой сложных операций. Днепропетровчанка Галина Яник из рассказа своей матери вспомнила такой эпизод. Когда Галине исполнилось полтора года, она заболела полиомиелитом. Состояние было тяжелое, и мать, не теряя времени, понесла ребенка домой к известному на то время (1924 год) врачу Деревенко. Осмотрев девочку, профессор сделал необходимые назначения и сказал: «Все будет хорошо». Мать старательно выполняла рекомендации профессора, девочка выросла, стала врачом­урологом.

С 1924 года В.Н. Деревенко — соредактор Я.О. Гальперна в журнале «Новый хирургический архив», который являлся первым советским научным журналом, посвященным проблемам хирургии (издавался в Твери в 1921–23 годах, затем в Екатеринославе — с декабря 1923 по 1941 г.). Ныне издается в Киеве, в Институте хирургии и трансплантологии им. А.А. Шалимова НАМН Украины, под названием «Клиническая хирургия». В активе Владимира Николаевича в разные годы — научные работы по гемофилии, различным направлениям хирургии. Так, он является одним из соавторов труда «Руководство практической хирургии. Том 7­1». Из клиники профессора В.Н. Деревенко вышли научные работы, посвященные ранней диагностике рака, переломам костей таза и другие [6, 7]. Ученый рецензировал монографии, статьи коллег, что свидетельствует о его стремлении идти в ногу со временем, пропагандировать новейшие достижения медицинской науки и внедрять их в практику [8].

Доктор Деревенко активно работал не только в лечебном и научном направлениях, но и в педагогическом. Он безукоризненно владел иностранными языками, систематически следил за мировой литературой и отлично знал ее. Ученый был блестящим лектором, его лекции базировались на глубоких знаниях, умении ясно и четко, в образной форме преподнести тему, поэтому лекции профессора посещали не только студенты, но и практические врачи многих лечебных учреждений города.

За монархистские убеждения в 1930 году Владимира Николаевича арестовали вместе с сыном Николаем по надуманному обвинению в антисоветской деятельности и осудили на несколько лет лишения свободы. Он работал в лагере для репрессированных на строительстве ДнепроГЭСа. Через определенное время был реабилитирован, но на кафедре не восстановлен. Во время работы в Запорожье доктора Деревенко часто вызывали для консультации урологических больных в Днепропетровск, последний раз — в 1933 году.

Изучая период жизни В.Н. Деревенко в городе Запорожье, журналистка И. Атаманчук опубликовала воспоминания запорожского художника Василия Дяченко, члена творческого объединения «Колорит», сына бригадира каменщиков Днепростроя [9]. В детстве (1934 г.) Василий упал с балкона и медицинскую помощь ему оказывал врач Деревенко, которого привезли в сопровождении охраны. Находясь под надзором, професcор работал в тюрьме, позже — в Запорожской больнице № 3.

Согласно одной из версий, в 1938 г. Деревянко погиб: ехал на вызов, был праздничный день, парад, дорога оцеплена, пройти нельзя, а Деревенко спешил к больному и вдруг упал. Кто­то говорил — сердце прихватило, а кто­то — он оказался на рельсах, попал под трамвай, не дожив до своего 60­летия.

В 2002 году в запорожской газете «Досье» были опубликованы отрывки из дневника участника Днепростроя Б.А. Вейде и присланное ему Владимиром Деревенко «жизнеописание» [10, 11]. Из опубликованных материалов следует: в 1930 году Владимир Николаевич был арестован ГПУ и осужден на три года лишения свободы. В 1933 г. работал в исправительно­трудовой колонии № 5 на Днепрострое, затем был зачислен в медсанчасть консультантом медико­санитарного управления Днепростроя. Умер до войны, в 1936–1939 гг. Причиной смерти предположительно стал сердечный приступ: доктор спешил к больному и не мог пересечь центральную улицу, по которой шла демонстрация. По некоторым данным, он был похоронен на Севастопольском кладбище города Днепропетровска.

Сын Владимира Деревенко, Николай, был вывезен в Германию, а в послевоенное время переехал в США.

В 2009 г. Генеральная прокуратура РФ в числе других выдала справку о реабилитации Владимира Николаевича Деревенко, лейб­хирурга царской семьи. В Перми решили увековечить память профессора Пермского университета Владимира Деревенко. Такой пункт имеется в планах работы благотворительного фонда имени доктора Федора Граля [12].

Изучение жизненного пути профессора Владимира Николаевича Деревенко свидетельствует о его профессионализме, высокой гражданской и нравственной позиции, верности долгу врача в самых сложных жизненных ситуациях.


Список литературы

1. Нахапетов Б. Последние лейб­медики Российской империи / Б. Нахапетов // Медицинский вестник. — 2009. — № 32 (501). — С. 23.

2. Жильяр П. Император Николай II и его семья / П. Жильяр. — Петергоф, сентябрь 1915. — Екатеринбург, май 1918 — Вена, 1921. — С. 174.

3. Профессора Пермского государственного университета (1916–2001). — Пермь, 2001.

4. Биографический словарь (1878–2003) / С.Ф. Фоминых, С.А. Некрылов, М.В. Грибовский [и др]. — Томск: изд­во Том. ун­та, 2004.

5. Гладышев В. Тайна доктора Деревенко / В. Гладышев // Пермские новости. — 2009. — № 47 (1542).

6. Жолквер В.Е. Реакция Davis’a и ее клиническое значение / В.Е. Жолквер, В.Я. Мачан // Днепропетровский (б. Екатеринославский) медицинский журнал. — 1929. — № 1–3. — С. 25­36.

7. Крикент Р.К. К вопросу о переломах таза / Р.К. Крикент // Днепропетровский (б. Екатеринославский) медицинский журнал. — 1928. — № 7–8. — С. 387­399.

8. Деревенко В.Н. Meyer Herman «Rontgendiagnostik in der Chirurgie und ihren Grenzegebieten»: рецензия на книгу / В.Н. Деревенко // Новый хирургический архив. — 1928. — Т. 14, кн. 3. — С. 462­463.

9. Атаманчук И. Запорожские дороги царского доктора / И. Атаманчук // МИГ. — 2011. — № 4 (6792). — С. 46.

10. Зубашенко Н. На Днепровских порогах / Н. Зубашенко // Досье. — 2002. — № 16. — С. 16.

11. Зубашенко Н. Личный врач царской семьи Романовых лечил строителей ДнепроГЭСа / Н. Зубашенко // Досье. — 2002. — № 20 (142). — С. 12.

12. Ронжин С.Г., Некрылов С.А. Владимир Николаевич Деревенко — чести не уронивший / С.Г. Ронжин, С.А. Некрылов // Бюллетень сибирской медицины. — 2010. — № 3. — С. 150­155.


Вернуться к номеру