Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkrainePediatricGlobal

UkrainePediatricGlobal

Журнал «Здоровье ребенка» 3(18) 2009

Вернуться к номеру

Курение и беременность (обзор литературы)

Авторы: Левченко Л.А., Устинова Я.Е., Линчевский Г.Л., Подоляка Д.В., Максимова С.М. Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького Подоляка В.Л., Мухина Н.И., Самойленко Е.Б. Центральная городская клиническая больница № 3

Рубрики: Педиатрия/Неонатология

Версия для печати


Резюме

Статья содержит обобщенные данные зарубежной и отечественной литературы о вреде курения беременной женщиной, влиянии никотина на плод и новорожденного ребенка. Представлены клинические данные о следствии табакокурения во время беременности, взаимосвязи заболеваемости и количества выкуренных матерью сигарет.


Ключевые слова

беременность, никотин, плод, заболевания.

Курение, к сожалению, наиболее частая из вредных привычек среди беременных. Несмотря на вред курения для здоровья, процент курящих женщин в последнее время значительно увеличился. Многие женщины не задумываются о том, что курение во время беременности связано с целым рядом негативных воздействий. Плод человека развивается в сложных условиях и взаимоотношениях как с организмом матери, так и с окружающей средой [1, 2, 10]. Главный действующий компонент табака — это, конечно, никотин. Он настолько легко проникает через плаценту, что концентрация этого вещества у плода нередко выше, чем в крови его матери [6, 11]. При курении сигареты, папиросы, трубки или сигары в дыхательные пути попадает множество опасных веществ — угарный газ, бензпирен и даже радиоактивные изотопы. Часть ядовитых продуктов (например, тиоцианат) образуется в организме матери и плода во время распада табачных ингредиентов [3, 9, 11]. Все это немедленно вторгается в процесс внутриутробного развития и оказывает на него негативное воздействие.
Мировая статистика знакомит нас со следующими цифрами: в США курящими в начале беременности являются 55 % женщин, а до конца ее продолжают курить 25 %. В Швейцарии в начале беременности курят 42 %, до конца — 33 %. В Австралии в первом триместре курят 40 % и до родов продолжают курить 33 % женщин. В Чехии в начале беременности курят 24,3 %, до конца — 18 % женщин [7, 10]. В Украине курит каждая пятая женщина; за последние 20 лет прослойка курящего женского населения Украины увеличилась в 4 раза. Ряд авторов [5, 9, 13] указывают, что продолжают курить во время беременности так же активно, как и до нее, от 25 до 50 % женщин. Только 15 % курящих женщин полностью отказались от этой пагубной привычки до планируемой беременности.
Наблюдение за беременными, злоупотребляющими табакокурением, показало, что отслойка плаценты встречается у них с частотой 7,5–8,3 %, а это приблизительно вдвое выше, чем у тех, кто не курит; предлежание плаценты — от 2,4 до 3 %, что в 1,5 раза чаще, чем у некурящих [12, 13].
У женщин, выкуривающих в день одну или более пачек сигарет, частота выкидышей в 1,5 раза выше, чем у некурящих. А если курение к тому же сочетается с употреблением алкоголя, то риск выкидыша возрастает в 4,5 раза. Преждевременное отхождение околоплодных вод отмечено в 9–11 %, что в 1,5 раза чаще, чем у некурящих, а преждевременных родов на сроке до 32 недель насчитывается в 2 раза больше, чем в группе женщин, не страдающих этой пагубной привычкой [6, 8].
У курящих матерей наблюдается большая частота вагинальных кровотечений [7, 9]. Также во второй половине беременности у курящих женщин чаще встречаются токсикозы. Очень часто у беременных женщин выявляются разнообразные изменения плаценты, которые напрямую связаны с курением [5–7, 14]: масса плаценты ниже нормы; плацента более тонкая, имеет более круглую форму; имеют место ультраструктурные изменения; наблюдается нарушение плацентарного кровотока.
Ряд авторов [9, 17] указывают, что случаи отрыва и обширных инфарктов плаценты являются наиболее частыми причинами смертности плода и неонатальной смертности у матерей, куривших во время беременности.
После выкуренной матерью сигареты наступает спазм кровеносных сосудов плаценты, и плод находится в состоянии легкого кислородного голодания несколько минут [1, 3]. При регулярном курении во время беременности плод находится в состоянии хронической кислородной недостаточности практически постоянно. Следствие этого — внутри­утробная задержка развития плода, ее частота — от 4,2
до 5,2 %, что вдвое больше, чем у тех, кто не курит [12, 14]. В силу особенностей фетального кровотока 40–60 % токсических веществ, попадая в организм плода, проходят к сердцу и различным тканям, не подвергаясь предварительной детоксикации в печени [1, 7]. Помимо этого у плода в связи с низкой активностью ферментативных систем отмечается сниженная детоксикационная функция печени. Следовательно, даже незначительное воздействие токсических компонентов табачного дыма может вызвать нарушение внутриутробного развития ребенка [4, 6]. Поступление химических веществ от матери к плоду через плаценту зависит от плацентарного транспорта и метаболизма. Также токсические вещества табачного дыма влияют на способность плаценты пропускать питательные вещества. Никотин подавляет не только захват плацентарных аминокислот, но и их транспортировку к плоду. Это происходит вследствие влияния на плацентарную холинергическую систему. Никотин блокирует холинергические рецепторы и делает невозможным влияние ацетилхолина, усиливающее транспорт через плаценту [1, 15]. Вмешиваясь в процесс освобождения ацетилхолина и нарушая плацентарный кровоток, перечисленные вещества могут затруднять диффузию аминокислот и других питательных веществ со стороны трофобласта, то есть материнских сосудов, в сторону плацентарных сосудов. Доказано, что масса новорожденных детей от курящих матерей в среднем на 200 г ниже, чем у детей, матери которых не курили [12, 13].
Табакокурение ведет к нарушениям кровообращения в организме и является основной причиной частичной блокады притока крови к мозгу ребенка. Это может привести к рождению младенца с врожденными аномалиями нервной системы и нарушениями психики. По результатам некоторых исследований [15, 16] считается, что существует зависимость между курением и рождением умственно неполноценных детей с болезнью Дауна. Курящие женщины рискуют родить чрезмерно возбудимого ребенка с симптомами гиперактивности и дефицита внимания. Для этих детей уже в раннем возрасте характерны импульсивность и повышенная раздражительность, уровень интеллектуального развития у них ниже среднего. При курении во время беременности снижается уровень фолатов в плазме крови и эритроцитах, и у беременных курильщиц даже при нормальном потреблении фолиевой кислоты ее содержание в организме снижается до таких концентраций, которые создают опасность развития у новорожденного дефектов закрытия нервной трубки (spina bifida). Также доказано, что влияние никотина на мозг ребенка во внутриутробном периоде делает его более склонным к курению в зрелом возрасте [2, 3, 7, 8].
Плод получает никотин не только непосредственно из крови матери, он также способен всасываться через кожу и ЖКТ плода из амниотической жидкости (околоплодных вод). Такое поступление возможно у детей, матери которых страдают от пассивного курения, что доказывается наличием никотина в волосах новорожденных. Выявлено, что 80 % женщин являются пассивными курильщицами, а 50 % выросли с курящими родителями [7, 16]. Большое количество некурящих женщин подвергается воздействию табачного дыма на работе или дома. Но беременным нужно стараться по возможности избегать тех мест, где собираются курящие люди. Даже после рождения ребенка курение будет представлять опасность: вряд ли пойдет на пользу младенцу, если он будет вдыхать дым. К тому же уровень синдрома внезапной младенческой смерти у детей курящих матерей в среднем на 30 % выше, чем у детей некурящих. Особенно высока у курящих женщин смертность близнецов [10, 14].
Матери, курящие во время беременности, скорее­ всего будут продолжать курить после рождения ребен­ка, и влияющее на мозг воздействие никотина будет происходить при вскармливании грудным молоком и вдыхании воздуха в доме. Это означает риск пассивного курения младенца. Жирность грудного молока у курящих матерей обычно низкая. Никотин способен проникать в молочные железы у беременных и кормящих женщин, из-за чего у них наблюдается не­достаточное образование молока, в результате мать очень рано заканчивает кормить ребенка грудью.
Малыши, рожденные курящими мамами, более восприимчивы к болезням дыхательных путей, к респираторным заболеваниям и гораздо чаще рискуют заполучить диабет или ожирение. Медики из Каролинского университета доказали, что риск сахарного диабета возрастал в 4,1 раза, если беременная выкуривала до 10 сигарет в день, если же количество было 10 и более сигарет, то риск увеличивался в 4,5 раза. А риск ожирения у детей был на 34–38 % выше по сравнению с теми, чьи матери не курили [14]. 
Таким образом, материнское курение — это риск для матери и ребенка. Курение во время беременности увеличивает вероятность ее неблагоприятного завершения почти в 2 раза [15]. Поэтому чем раньше будущая мама избавится от этой вредной привычки, тем лучше будет для обоих. Но даже если мать бросит курить на последнем месяце беременности, то польза для нее и для ребенка будет ощутима.


Список литературы

1. Гавалов С.М., Соболева М.К. Критерии «табачного синдрома» у новорожденных // Вопросы охраны материнства и детства. — 1991. — № 10. — С. 30-33.
2. Геревич Г.Й. Тютюнопаління та його вплив на перебіг вагітності, пологів, стан плода і новонародженого: Автореф. дис... канд. мед. наук. — К., 2005. — 23 с.
3. Гунько Л.В., Ахмина К.Н. Влияние табакокурения на потомство родителей // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. — 2007. — № 4. — С. 84-90.
4. Лысенко К.И., Нечаева Л.В., Бяхова Е.Б. Курение как неблагоприятный фактор психосоциальной адаптации // Клинический вестник. — 1995. — № 4. — С. 31-32.
5. Макагонов И.А. Острое влияние табакокурения матери на плод: Автореф. дис... канд. мед. наук. — Львов, 1991. — 25 с.
6. Подольский В.В., Гуревич Г.Й. Стан ендокринної функції плаценти та гормональний баланс у вагітних під впливом тютюнопаління // Перинатологія і педiатрiя. — 2004. — № 2. — С. 7-10.
7. Фадеев Р.А., Зубкова Н.В., Золоков А.А. Изучение взаимосвязи табакокурения родителей и распространенности зубочелюстных аномалий у детей // Институт стоматологии. — 2007. — № 2. — С. 38.
8. Ananth C.V., Savitz D.A., Luther E.R. Maternal cigarette smoking as risk factor for placental abruption, placenta previa, and uterine bleeding in pregnancy // Am. J. Epidemiol. — 2002. — Vol. 9. — Р. 543-547.
9. Cnattingius S.P., Lindmark G.K., Meirik O.Y. Who continues to smoke while pregnant? //J. Epidemiol Community Halth. — 1992. — Vol. 46. — P. 218-221.
10. Fildinq J.E. Smoking and women: Tragedy of the majority // New Engl. J. Med. — 2006. — Vol. 317. — P.1343-1345.
11. Fingerhut L.A., Kleinman J.C., Kendrick J.S. Smoking before, during, and after pregnancy // Am. J. Public Health. — 2003. — Vol. 80. — Р. 541-544.
12. Fried P.A. Prenatal exposure to tobacco and marijuana: ­effects during pregnancy, infancy, and early childhood // Clin. ­Obstet.Gynecol. — 2002. — Vol. 36. — P. 319-337.
13. Kistin N.L., Handler D.H. et al. Cocain and cigarettes: a comparison of risks // Pediatr Perinet Epidemiol. — 2002. — Vol. 10. — P. 183-188.
14. Kurklund-Blomberg N.B., Cnattingius S.K. Preterm birth and maternal smoking: Risks related to gestational age and onset of delivery // Am. J. Obstet. Gynecol. — 2004. — Vol. 70. — Р. 1051‑1055.
15. Meis P.J., Michelutte R.L., Peters T.J. et al. Factors associated with preterm birth in Cardiff, Wales // Am. J. Obstet. Gynecol. — 2002. — Vol. 173. — P. 590-602.
16. Taylor J.A., Sanderson M.A. Reexamination of the risk factors for the sudden infant death syndrome // J. Pediatr. — 1995. — Vol. 126. — P. 887-891.
17. Women and Smokinq. A report of the surqeon general — 2001//http:www.cdc.qov/tobacco/sqr — for women/ataqlance.htm 


Вернуться к номеру