Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkrainePediatricGlobal

UkrainePediatricGlobal

Журнал «Здоровье ребенка» 2(11) 2008

Вернуться к номеру

Применение препарата Нурофен у детей раннего возраста

Авторы: Е.С. Сахарова, Е.С. Кешищян, Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологий

Рубрики: Педиатрия/Неонатология

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати


Резюме

Изучена эффективность препарата Нурофен при гипертермии у 20 детей с ОРЗ и 20 детей с синдромом прорезывания зубов. Показана высокая эффективность и безопасность препарата.


Ключевые слова

дети, гипертермия, боль, Нурофен.

Воспаление является универсальной защитной реакцией организма на воздействие разнообразных экзогенных и эндогенных повреждающих факторов, к которым относятся возбудители бактериальных, вирусных и паразитарных инфекций, а также аллергические, физические и химические агенты. Воспалительные реакции, которые приводят к вторичному нарушению функции органов и тканей, могут иметь чрезвычайно выраженный характер. Основными признаками воспаления являются гипертермия, гиперемия, отек и боль.

Повышение температуры тела (лихорадка) является наиболее частым симптомом заболеваний в детском возрасте. Лихорадочные реакции обусловлены действием экзогенных пирогенов (токсины, белковые субстанции, продукты распада тканей, составляющие вакцин и т.д.), стимулирующих посредством медиаторов воспаления (интерлейкинов) продукцию в гипоталамическом центре терморегуляции эндогенного пирогена — простагландина Е2, который меняет «установку терморегулятора», повышая теплопродукцию (усиление обмена, мышечная дрожь) и снижая теплоотдачу (спазм кожных сосудов). При этом наблюдается тахикардия, рост потребления О2 и продукции СО2. Такая лихорадка редко превышает 38,5 °С, переносится хорошо и безопасна.

Лихорадка рассматривается как защитно-приспособительная реакция организма, повышающая иммунологическую защиту. Повышение температуры тела приводит к стимуляции фагоцитоза, усилению синтеза интерферонов, активации и дифференцировке лимфоцитов и стимуляции антителообразования. Повышенная температура препятствует размножению патогенных микроорганизмов.

Однако в случае нарушения теплоотдачи на фоне периферического спазма сосудов, который сопровождается головной, мышечной и суставной болью, выраженным ознобом, похолоданием конечностей на фоне высокой температуры тела, возникает риск расстройства функции нервной системы (судорожная реакция), сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Температура при этом повышается, значительно превышая «безопасные» значения (выше 38,5 °С). В этом случае необходимо медикаментозное вмешательство.

Боль как следствие воспалительного отека, не менее частый симптом детских болезней, сопровождает инфекционно-воспалительные заболевания, синдром прорезывания зубов, кишечные колики, травматические повреждения мышц и связок, артриты и невралгии. Существуют доказательства того, что болевая чувствительность и болевая память ребенка уже при рождении развиты достаточно хорошо. Ребенок никогда не симулирует боль — у него нет социального опыта. Проблема заключается в том, что локализовать боль ребенок может не всегда.

В настоящее время выделяют: истинную боль, исходящую из заболевшего органа и ощущаемую непосредственно в нем; отраженную боль — ощущение в отдаленном от источника боли органе или участке тела (зоны Захарьина — Геда); рефлекторные боли — реакции на болевые импульсы из больного органа (цереброкардиальные, кардиоуретральные и т.д.). По этиологии у детей выделяют: физиологические (функциональные) боли — головные боли, боли роста, абдоминальные боли; симптоматические боли — общесоматические (интоксикация), сосудистые головные боли (артериальная гипертензия, вегетососудистая дистония, мигрень, опухоли, коллагенозы); ортопедические, стоматологические боли; психогенные боли.

Исходя из этого, помимо этиотропной терапии, рациональное подавление процесса воспаления имеет очень большое практическое значение. В настоящее время ведущими в решении этой проблемы являются нестероидные противовоспалительные средства, которые оказывают противовоспалительное, анальгетическое и жаропонижающее действие. Механизм противовоспалительного действия связан с ингибированием фермента циклооксигеназы, необходимой для синтеза циклических эндопероксидов. В результате уменьшается продукция простагландинов. Это приводит к снижению основных проявлений воспаления.

Анальгетический эффект обусловлен тем, что препараты снижают сенсибилизирующее действие простагландинов на чувствительные окончания, уменьшая эффект действия на них медиаторов воспаления и других типов раздражителей. Кроме того, снижение под влиянием нестероидных средств интенсивности воспалительной реакции сопровождается уменьшением болевых ощущений. Жаропонижающее действие также связано с угнетением биосинтеза простагландинов и уменьшением их пирогенного действия на центр теплорегуляции гипоталамуса.

Однако помимо выраженных целебных свойств, ряд представителей нестероидных противовоспалительных средств обладают серьезными побочными эффектами. Всем известно, что салицилаты могут вызывать синдром Рея (токсическая энцефалопатия и поражение печени), а анальгин способен угнетать кроветворение. Поэтому существуют ограничения на применение указанных препаратов.

Независимые исследования ВОЗ показали, что наиболее безопасными являются производные фенилпропионовой кислоты. Из них в медицинской практике используют препарат ибупрофен. Он обладает выраженным противовоспалительным, анальгетическим и жаропонижающим действием. Наиболее эффективен при приеме внутрь. Максимальная концентрация препарата в крови при приеме натощак отмечается примерно через 45 мин, выделяется он в основном почками в виде метаболитов. Около 20 % препарата выделяется в неизмененном виде.

Фармакологической компанией ООО «Рекитт Бенкизер Хэлскэр», Великобритания, выпускается ибупрофен (химическое название: (RS)-2-(4-изобутилфенил)-пропионовая кислота) в виде лекарственного препарата Нурофен. Регистрационный номер П № 14745/01. Препарат разрешен к медицинскому применению на территории Российской Федерации, относится к препаратам безрецептурного отпуска.

Клиническое изучение эффективности использования препарата Нурофен в виде суспензии для приема внутрь (100 мг/5мл) у детей первых трех лет жизни проведено в 2007 году в Центре коррекции развития детей раннего возраста ФГУ МНИИПиДХ Росмедтехнологий.

Целью исследования была оценка клинической эффективности, безопасности и переносимости препарата Нурофен при назначении его для снижения температуры тела выше 38,5 °С при инфекционно-воспалительных заболеваниях вирусной и/или бактериальной природы и для уменьшения болезненности при прорезывании зубов.

Исследование проводилось у детей в возрасте от 3 до 30 месяцев с информированного согласия родителей на участие в исследовании.

Из исследования были исключены дети, родители которых были неспособны адекватно воспринять инструкцию исследователя по процедуре исследования; дети, имеющие температуру ниже 38,5 °С; дети, имеющие тяжелые неврологические заболевания.

Препарат назначался в зависимости от веса ребенка, из расчета разовой дозы 5–10 мл в 3–4 приема. Максимальная суточная доза — 30 мг/кг. Длительность применения — до 5 дней. Контрольные осмотры проводились ежедневно в период заболевания.

Оценка эффективности осуществлялась на основе наблюдения за состоянием ребенка. Каждые 3 часа проводилось измерение температуры в подмышечной впадине, при необходимости чаще. Субъективно оценивалось уменьшение болезненности при прорезывании зубов по изменению поведения ребенка (беспокойство).

В исследовании участвовало 40 человек, разделенных на 2 группы: 1-я группа — 20 детей с повышением температуры на фоне ОРЗ (8 детей первого года жизни и 12 детей старше 1 года); 2-я группа — 20 детей с повышением температуры на фоне прорезывания зубов и наличием болезненного прорезывания (дети не имели катаральных явлений в период наблюдения, у них отмечалась выраженная отечность десен). В этой группе было 16 детей первого года жизни и 4 ребенка старше 1 года. У 2 детей имелся атопический дерматит, у 1 ребенка — контактная аллергия, у 2 детей — пищевая аллергия.

Клиническая оценка эффективности препарата проводилась на основании данных регистрационных карт, которые заполнялись со слов родителей, и на основании данных истории болезни и амбулаторных карт. В них отмечались: паспортные данные ребенка, возраст, наличие или отсутствие аллергических реакций в анамнезе, причина повышения температуры, день повышения температуры и ее значения, скорость снижения и время повторного повышения температуры, побочные реакции, вызванные приемом препарата Нурофен.

В конце курса лечения оценивалось мнение врача и родителей пациентов об эффективности и безопасности лечения препаратом.

В 1-й группе детей с повышением температуры на фоне ОРЗ в 1-й день заболевания у 8 детей температура повышалась в диапазоне 38–38,5 °С, у 7 — в диапазоне 38,6–39 °С, у 2 — 39,1–39,5 °С и у 3 детей температура была выше 39,6 °С. У 9 детей снижение температуры произошло в течение получаса, у 8 — в течение 1 часа и у 3 детей температура (выше 39 °С) не снизилась, что потребовало дополнительных мер по ее снижению. Повторное повышение температуры отмечалось через 3 часа у 4 детей, через 4 часа — у 7, через 6 часов и более — у 5 детей, что требовало следующей дозы препарата.

На 2-й день заболевания у 9 детей температура повышалась в диапазоне 38–38,5 °С, у 8 — в диапазоне 38,6–39 °С, у 2 детей — 39,1–39,5 °С и у 1 ребенка температура была выше 39,6 °С. У 11 детей температура снизилась в течение получаса, у 8 — в течение 1 часа и у 1 ребенка температура (выше 39 °С) не снизилась. Повторное повышение температуры отмечалось через 3 часа у 8 детей, через 4 часа — у 5 и более 6 часов — у 3 детей.

На 3-й день заболевания у 14 детей температура повышалась в диапазоне 38–38,5 °С, у 3 — в диапазоне 38,6–39 °С, у 1 ребенка — 39,1–39,5 °С. У 8 детей снижение температуры произошло в течение получаса, у 10 — в течение 1 часа.

На 4-й день заболевания у 7 детей температура повышалась в диапазоне 38–38,5 °С, у 2 — в диапазоне 38,6–39 °С. У 6 детей снижение температуры произошло в течение получаса, у 3 — в течение 1 часа.

На 5-й день заболевания у 4 детей температура повышалась в диапазоне 38–38,5 °С, у 2 — в диапазоне 38,6–39 °С. У 3 детей снижение температуры произошло в течение получаса, у остальных — в течение 1 часа. Повторное повышение температуры наблюдалось у 2 детей.

Результаты представлены в табл. 1, 2.

Во 2-й группе детей с болезненным прорезыванием зубов и/или повышением температуры при прорезывании получены следующие результаты.

Выраженность болевого синдрома уменьшилась у всех детей (100 %). У 2 детей отмечалась только болезненность десен, у остальных она сопровождалась повышением температуры. У 17 детей температура повышалась в диапазоне 38–38,5 °С, у 2 — в диапазоне 38,6–39 °С, у 1 ребенка — 39,1–39,5 °С. У 12 детей снижение температуры произошло в течение получаса, у 7 — в течение 1 часа и у 1 ребенка температура (выше 39 °С) не снизилась, что потребовало дополнительных мер по ее снижению. Повторное повышение температуры отмечалось через 3 часа у 1 ребенка, через 4 часа — у 2 детей, через 6 часов и более — у 8 детей, что требовало повторного применения препарата. У 2 детей отмечалось повторное повышение температуры на 2-й день и у 1 ребенка температура колебалась до 38,5 °С в течение 4 дней.

Результаты представлены в табл. 3, 4.

У детей исследованных групп отмечались следующие побочные реакции: рвота при приеме препарата — 1 ребенок (препарат был отменен); разжиженный стул — 1 ребенок (препарат применялся дальше, побочные эффекты исчезли по окончании применения).

Таким образом, при использовании препарата Нурофен в предлагаемой по инструкции дозировке эффективность лечения составляла 85 % в 1-й день заболевания и 95 % — в последующие дни. Однако при приеме препарата, как и любого лекарственного средства, возможны побочные реакции в виде рвоты и/или разжиженного стула. Достаточно трудно четко определить причинно-следственную связь, так как при болевом синдроме, синдроме прорезывания зубов, на фоне вирусной инфекции возможны рвота и разжижение стула по основному заболеванию, поэтому отмена препарата в этих случаях не всегда целесообразна, кроме ситуаций, когда рвота или стул каждый раз отмечаются через 15–20 минут после приема средства. В нашем исследовании препарат был отменен только у 1 ребенка.

Форма введения удобна, по вкусовым качествам препарат не вызывает негативной реакции у большинства детей.

Таким образом, препарат Нурофен в виде суспензии для перорального применения может быть рекомендован для детей раннего возраста как достаточно безопасное и эффективное жаропонижающее средство, а также для снятия болевого синдрома при любых ситуациях боли (прорезывание зубов, боли в ухе или в горле при воспалительных заболеваниях) не только при наличии температуры, но и без нее. Последнее особо важно именно для детей первого года жизни, которые не локализуют боль и не могут пожаловаться на нее, реагируя общими реакциями — криком, вялостью, отказом от еды и т.д. Уменьшение болевого синдрома играет огромную роль в комплексе лечения ребенка как психологической фактор снижения стрессовой реакции на болезнь, страха перед болью, что в конечном счете способствует улучшению иммунной защиты и более быстрому выздоровлению. Препарат Нурофен, обладающий сочетанным противовоспалительным, анальгетическим и жаропонижающим действием, является, безусловно, предпочтительным средством в случаях, когда необходимо не только снижение температуры, но и обезболивание. 



Вернуться к номеру