Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «» №2 (58), 2018

Вернуться к номеру

Влияние метаболического синдрома на артериальную функцию в разных возрастных категориях: современный подход к исследованию жесткости артерий

Частота факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и метаболического синдрома (МС) резко повышается с возрастом, по меньшей мере до 60 лет [2]. В разных клинических исследованиях оценивалось влияние различных метаболических и гемодинамических компонентов МС на состояние здоровья артерий. Была обнаружена взаимосвязь между наличием МС и прогрессией жесткости аорты (ЖА) и других крупных артерий [5, 6]. 
В европейском исследовании TRIPLE A-Stif-fness (Advanced Approach to Arterial Stiffness) — многоцентровом проспективном продольном исследовании с тремя запланированными визитами (на начальном этапе и через 2 года и 5 лет периода последующего наблюдения), проведенного в крупной популяции европейских пациентов, изучалась жесткость артерий, которая измерялась одновременно двумя различными методами: с помощью каротидно-феморальной скорости распространения пульсовой волны (КФ-СРПВ) и сердечно-лодыжечного сосудистого индекса (CAVI) — в четырех разных возрастных группах пациентов в возрасте от 40 лет и старше, с наличием или отсутствием МС. 

Методы

Дизайн исследования и пациенты

Участники исследования были распределены в четыре возрастные группы: 1-я группа — 40–49 лет, 2-я группа — 50–59 лет, 3-я группа — 60–74 года и 4-я группа — старше 75 лет.
К критериям невключения относились факторы, потенциально ухудшавшие качество измерений CAVI или СРПВ или которые могли искажать СРПВ.
Исследователи регистрировали данные клинических обследований, артериального давления (АД), скорости распространения пульсовой волны (СРПВ) и CAVI. 

Оценка метаболического синдрома

Все пациенты оценивались на наличие МС, диагноз которого ставился при наличии ассоциации трех из следующих пяти критериев:
1) абдоминальное ожирение, определяемое при окружности талии > 102 см у мужчин и > 88 см у женщин;
2) уровень триглицеридов ≥ 150 мг/дл или прием специфической терапии для нормализации липидного баланса;
3) холестерин липопротеидов высокой плотности (ЛПВП) < 40 мг/дл у мужчин и < 50 мг/дл у женщин или прием специфической терапии для нормализации липидного баланса;
4) САД ≥ 130 мм рт.ст. или ДАД ≥ 85 мм рт.ст. или прием специфической терапии для нормализации АД;
5) уровень гликемии натощак ≥ 100 мг/дл или прием специфической терапии для нормализации уровня глюкозы.

Результаты

Общие характеристики исследуемой популяции

В общей сложности в исследование было включено 2348 пациентов. Из настоящего анализа по разным причинам были исключены 124 пациента. Согласно классификации МС по NCEP-R 2005, 1664 пациента имели МС и 560 пациентов не имели его.
Средний возраст этой популяции составлял 60 ± 11 лет (доля женщин — 53 %). Пациенты с МС имели более старший возраст, в их семейном анамнезе чаще присутствовали данные о ССЗ, у них была более высокая частота факторов риска развития ССЗ, инсульта, инфаркта миокарда, стенокардии, сердечной недостаточности и почечной недостаточности. Пациенты с МС имели более высокие значения СРПВ и CAVI, причем после поправки на возраст и пол для СРПВ это различие сохранялось (P < 0,0001), а для CAVI — нет (P = 0,40).

Взаимосвязь между возрастом и жесткостью артерий

Более сильный коэффициент корреляции наблюдался при использовании CAVI (r2 = 0,37; P < 0,0001), y = 0,07 ± 3,87, чем при использовании СРПВ (r2 = 0,14; P < 0,0001), y = 0,09 ± 4,39. Сравнение коэффициентов корреляции с использованием критерия Хотеллинга — Уильямса показало, что соотношение возраст/CAVI было статистически более сильным (Р < 0,001), чем соотношение возраст/СРПВ. Влияние возраста на жесткость артерий не отличалось между мужчинами и женщинами.

Метаболический синдром и жесткость артерий

Значения КФ-СРПВ с поправкой на возраст и пол были выше у пациентов с МС, однако такой корреляции не наблюдалось для скорректированных значений CAVI: значения КФ-СРПВ составляли 9,57 ± 0,06 м/с у пациентов с МС по сравнению с 8,65 ± 0,10 м/с у пациентов без МС (данные представлены в виде средних величин ± стандартная погрешность средней величины; 
P < 0,001); значения CAVI составляли соответственно 8,34 ± 0,03 по сравнению с 8,29 ± 0,04 
(P = 0,40). Анализ по полу также показал разное влияние МС на КФ-СРПВ и CAVI. В обоих случаях значения ЖА были ниже у женщин, чем у мужчин, хотя гендерный эффект был сильнее выражен для CAVI.

Эффекты компонентов МС на СРПВ и CAVI

Присутствие любого из пяти компонентов МС было связано с более высокими значениями СРПВ (все P < 0,0001). В противоположность этому влияние было гораздо более неоднородным по отношению к CAVI. Компоненты «гликемия» и «АД» ассоциировались с более высокими значениями CAVI (P < 0,0001 и < 0,02 соответственно), тогда как компоненты «ЛПВП» или «триглицериды» не оказывали влияния на CAVI. Наконец, более высокие значения окружности талии ассоциировались с более низкими значениями CAVI с поправкой на возраст и пол.
В связи с множественными взаимодействиями между различными компонентами МС эффекты пяти компонентов МС на жесткость артерий также тестировались с использованием множественного регрессионного анализа, включая возраст и пол. Пожилой возраст и наличие компонентов «АД», «гликемия» и «ЛПВП» были независимыми детерминантами высокой КФ-СРПВ. Пол и два оставшихся компонента МС («окружность талии» и «триглицериды») не продемонстрировали независимого влияния на СРПВ. С другой стороны, пожилой возраст, мужской пол, наличие компонентов «АД» и «гликемия» и отсутствие компонента «избыточная масса тела» (то есть более низкие значения окружности талии) были независимыми детерминантами более высоких значений CAVI.
Взаимодействие между каждыми из пяти компонентов МС было впоследствии протестировано в четырех возрастных группах по влиянию на СРПВ и CAVI. Единственным существенным взаимодействием компонентов возраста/МС считалось влияние окружности талии на CAVI 
(P = 0,04). Было обнаружено, что влияние возраста/окружности талии на CAVI было в значительной мере выражено у женщин с более низкими значениями CAVI при наличии высоких значений окружности талии у пациентов более старшей возрастной группы.
Все вышеупомянутые различия в определении CAVI и СРПВ приводили, как ожидалось, к низкой корреляции между скорректированными по возрасту и полу значениями этих переменных.

Обсуждение

Измерение жесткости артерий с помощью КФ-СРПВ и CAVI

Несмотря на то, что как КФ-СРПВ, так и CAVI представляют собой методы оценки артериальной жесткости, их фундаментальные принципы различаются главным образом по двум причинам:
1) СРПВ основана на уравнениях Моенса — Кортевега/Брамуэлла — Хилла [25] и измеряет скорость распространения пульсовых волн между двумя артериальными участками. Эта скорость зависит как от структуры/функции артерий, так и от давления растяжения во время измерения [26–28], тем самым объясняя более выраженное влияние изменений АД во время оценки СРПВ. С другой стороны, CAVI соответствует индексу β, который отражает степень зависимости между изменениями давления и изменениями объема [17–20], объясняя, таким образом, почему этот показатель в значительно меньшей степени зависит от резких изменений давления во время измерения. Настоящие результаты, демонстрирующие менее выраженный эффект уровней АД на CAVI, чем на КФ-СРПВ, поддерживают предыдущие наблюдения, касающиеся этой же темы [18, 21, 29]. В последнее время Spronck и соавт. [30] пришли к выводу, что CAVI в той мере, в какой он реализован в настоящее время, отличается от индекса жесткости β0 и, по своей сути, зависит от АД, что потенциально приводит к ошибочным выводам об артериальной жесткости; эти выводы были вынесены на обсуждение в недавнем ответе Shirai и соавт. [31], которые показали, что эти два математических метода оценки артериальной жесткости (CAVI и β0) не отличаются друг от друга, и пришли к выводу, что влияние уровней АД на CAVI было очень слабым. Результаты текущего исследования подтверждают относительную «независимость давления» от CAVI. Однако важно уточнить, что как КФ-СРПВ, так и CAVI находятся под влиянием заболеваемости АГ, поскольку хроническая АГ изменяет структуру и функцию артерий, повышая их жесткость. Следовательно, относительная АД-независимость CAVI по сравнению с КФ-СРПВ относится к АД во время измерения, но не к постоянно повышенным уровням АД с течением времени;
2) КФ-СРПВ измеряет жесткость артерий преимущественно нисходящей аорты, тогда как CAVI оценивает жесткость более общей территории, включая восходящую аорту, дугу аорты, нисходящую аорту и артерии нижних конечностей [32].
Эти два различия могут объяснить, почему корреляция между КФ-СРПВ и CAVI, будучи статистически значимой, показала слабый коэффициент регрессии (r2 = 0,18). Эти результаты подтверждают результаты предыдущих исследований [21], проведенных в популяции пациентов с меньшей выборкой, и сообщают о низких коэффициентах корреляции между КФ-СРПВ и CAVI.

Влияние возраста и пола на CAVI и КФ-СРПВ

Результаты этого исследования показали, что как КФ-СРПВ, так и CAVI коррелируют с возрастом, при этом в отношении CAVI коэффициент корреляции более сильный (r2 = 0,37), чем в отношении КФ-СРПВ (r2 = 0,14). Кроме того, в настоящем исследовании эффект гендерной принадлежности (более высокие значения ЖА у мужчин, чем у женщин) был обнаружен при измерении ЖА с помощью CAVI, метод же КФ-СРПВ не показал такой зависимости. Тот факт, что с помощью CAVI можно исследовать более обширную сосудистую территорию, как указано выше, может объяснить подобные различия между этими двумя методами.

Влияние МС на CAVI и КФ-СРПВ

Предыдущие исследования показали, что МС ассоциируется с более высокой частотой поражения органов ССС и более высокой частотой возрастных изменений артерий, таких как ЖА, которая в основном оценивается с помощью СРПВ [6, 7]. Данное исследование подтверждает эти предыдущие результаты и показывает, что у пациентов с МС наблюдались значительно более высокие значения КФ-СРПВ во всех возрастных группах. В противоположность этому
CAVI не изменялся при наличии МС, тем самым еще более усиливая тот факт, что эти два метода отражают различные аспекты ЖА. В текущем исследовании было обнаружено, что некоторые компоненты МС оказывают разные, даже противоположные, эффекты на КФ-СРПВ и CAVI. Таким образом, в то время как значения КФ-СРПВ находятся в прямой зависимости от всех пяти компонентов МС с поправкой на возраст и пол, значения CAVI находятся в прямой зависимости только от высокого уровня гликемии и АГ. Примечательно, что критерии липидемии (низкие уровни ЛПВП и высокие уровни триглицеридов) не оказывали влияния на CAVI и, что ока-залось еще более неожиданным, высокие значения окружности талии ассоциировались с более низкими значениями CAVI. Многовариантный анализ подтвердил эти различия в эффектах компонентов МС: высокое АД и высокий уровень гликемии — в качестве самых распространенных независимых прогностических факторов для увеличения СРПВ и CAVI.
Объяснение противоположных эффектов окружности талии на КФ-СРПВ и CAVI еще предстоит установить. Хотя в предыдущих исследованиях предполагалось, что избыточная масса/ожирение не связаны с увеличением CAVI [33], это первый отчет, который поднимает понятие противоположных эффектов окружности талии на КФ-СРПВ и CAVI. Однако следует признать, что не может быть исключен факт того, что абдоминальное ожирение может привести к переоценке расстояния в формуле КФ-СРПВ, что приведет к переоценке влияния окружности талии на ЖА, измеренную с помощью КФ-СРПВ [12]. Тем не менее различные центры, участвующие в данном исследовании, во избежание данного предостережения использовали соответствующий метод измерения расстояния.
Роль избыточной массы и окружности талии при МС остается спорным вопросом. В определении Международной федерации диабета наличие центрального ожирения является обязательным критерием присутствия МС [34], тем не менее это не является обязательным критерием большинства других рекомендаций и консенсусных статей [22, 23]. Более того, пороговые значения окружности талии варьируют в зависимости от различных классификаций и разных этнических происхождений [23]. Хотя данный анализ не был разработан для ответа на этот вопрос, продолжающаяся продольная составляющая текущего исследования должна предоставить на них ответы посредством оценки долгосрочной эволюции значений CAVI и КФ-СРПВ, а также с помощью регистрации сердечно-сосудистых осложнений в этой популяции.

Важность CAVI для оценки ЖА

КФ-СРПВ используется в нескольких специализированных центрах в Европе и рекомендован научными обществами в качестве золотого стандарта для оценки ЖА [9–12]. Результаты этого исследования показывают, что CAVI дает дополнительную информацию к полученной при анализе СРПВ. На данный момент клинические исследования показывают, что CAVI может представлять собой полезный инструмент для оценки состояния здоровья артерий в крупных многоцентровых исследованиях из-за нескольких преимуществ, связанных с осуществимостью, воспроизводимостью и возможностями использования, с минимальной систематической ошибкой наблюдателя или ее отсутствием [17, 21, 35].
Помимо этих практических аспектов, важность CAVI также связана с минимальным воздействием значений АД во время измерений, что позволяет лучше оценить внутренние упругие свойства сосудистой системы. Это может представлять большой интерес для некоторых подгрупп пациентов, в частности у пациентов очень пожилого возраста, у которых уровень АД очень часто зависит от сопутствующих заболеваний и очень слабого общего состояния [36].
В заключение следует отметить, что данное крупное европейское многоцентровое исследование показывает дифференциальное влияние МС и возраста на CAVI и КФ-СРПВ. Возраст имел более выраженный эффект на CAVI, тогда как МС увеличивал значения КФ-СРПВ, но не оказывал влияния на CAVI. Этот важный вывод, вероятно, связан с гетерогенными эффектами компонентов МС на CAVI. Клиническое значение этих исходных результатов будет оценено в ходе продольной фазы исследования.
Подготовила к.м.н. Т.В. Тлустова 
по материалам статьи 
Effects of metabolic syndrome on arterial function in different age groups:
the Advanced Approach to Arterial Stiffness study,
опубликованной в Journal of Hypertension. 2018;35:000-000  
Список литературы находится в редакции 


Вернуться к номеру