Статья опубликована на с. 106-108
Введение
Среди инфекционных заболеваний мочеполовой системы у женщин наиболее распространенным в наше время является бактериальный вагиноз (БВ), который имеет не только медицинское, но и социальное значение, учитывая влияние инфекции на репродуктивную функцию женщины.
Бактериальный вагиноз представляет собой комплекс изменений как в качественном, так и в количественном соотношении в вагинальной микрофлоре, которые характеризуются:
— отсутствием лактобактерий или резким снижением их титра до 104 КОЕ/мл и менее;
— увеличением количества G.vaginalis, грамотрицательных анаэробных бактерий — Mobiluncus spp., Bacteroides spp., Fusobacterium spp., Peptostreptococcus spp., а также M.hominis и U.urealyticum;
— небольшим количеством грибов рода Candida [2].
Вопрос о том, какие условия являются решающими для реализации патогенного потенциала условно-–патогенных микробов, является невыясненным.
Нарушения микроценоза влагалища встречаются у 45–86 % больных гинекологических стационаров [1, 5]. Однако определить истинную частоту встречаемости БВ не представляется возможным в связи с тем, что он статистически не регистрируется, а также потому, что примерно в 50 % случаев заболевание протекает бессимптомно [4].
Этиологическая роль микоплазм в возникновении воспалительных заболеваний органов малого таза является объектом дискуссий.
Несмотря на неоднозначность мнений исследователей о патогенной роли M.hominis, в этиологической классификации Всемирной организации здравоохранения и синдромальной классификации Центров по контролю и профилактике заболеваний США, эти микроорганизмы выделены как возможные этиологические агенты воспалительных заболеваний органов малого таза [7].
На сегодняшний день подтверждается участие M.hominis и U.urealyticum в развитии и поддержании воспалительных процессов гениталий, а также бесплодия, невынашивания беременности, послеродового и послеабортного эндометрита и рака яичников [8].
Известно, что при патологических процессах, обу–словленных возбудителями, присущими БВ, в 37 раз увеличивается риск развития послеабортного и послеродового эндометритов, а также воспалительных процессов в придатках матки, в 3 раза чаще возникает воспаление культи матки после гистерэктомии. БВ повышает вероятность развития преждевременных родов в 23 раза, преждевременного отхождения околоплодной жидкости — в 45 раз, хориоамнионита — в 26 раз, самопроизвольных выкидышей — в 34 раза [6].
Основной симптом БВ — наличие выделений с неприятным запахом, которые отмечаются лишь у 50 % больных. Они чаще умеренные, реже — обильные, в ряде случаев могут вообще отсутствовать. Выделения при БВ серовато-белого цвета, гомогенные, имеют специфический рыбный запах, который может быть постоянным, отсутствовать, появляться во время менструации и полового акта. Длительность существования этих симптомов может исчисляться годами. Другие жалобы (на зуд и дизурические расстройства) встречаются редко, выявляются у 15,9–22,9 % пациенток с БВ. Нередко женщины с БВ предъявляют жалобы на боли внизу живота. В то же время в ряде случаев у части больных не выявляют никаких объективных и субъективных симптомов [2].
Диагноз БВ может быть поставлен при наличии 3 из 4 перечисленных признаков:
— специфический характер выделений;
— рН > 4,5 (с помощью индикаторной бумажки узкого диапазона);
— положительный аминотест (в каплю вагинального содержимого, нанесенного на предметное стекло, вносится равное количество 10% раствора гидроксида калия). При положительном аминотесте определяется запах тухлой рыбы;
— наличие ключевых клеток.
При проведении бактериологических исследований необходимо учитывать тот факт, что само по себе обнаружение отдельных видов облигатных анаэробов и G.vaginalis не всегда равнозначно микробиологическому диагнозу БВ, так как G.vaginalis и облигатно-ана–эробные микроорганизмы могут быть комменсалами вагинального тракта женщины. Поэтому бактериологическая диагностика БВ должна в первую очередь основываться на оценке микрофлоры с учетом не только ее видового и количественного состава, но и отдельных компонентов.
Следует учитывать тот факт, что на фоне выраженных форм БВ возрастает вероятность неспецифических как ложноположительных, так и ложноотрицательных результатов лабораторных тестов. В связи с этим бактериальная инфекция должна быть подтверждена не менее чем 2 методами лабораторной диагностики [2].
В лабораторной диагностике нарушений микро–флоры влагалища традиционными являются:
— микроскопический метод (наличие ключевых клеток);
— культуральный посев — золотой стандарт микробиологии, обладающий 100% специфичностью по отношению к данному возбудителю;
— диагностика методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), которая позволяет выявить у больных с выраженным БВ представителей условно-патогенной микрофлоры: Mycoplasma hominis, Ureaplasma urealyticum и Gardnerella vaginalis. По данным зарубежных авторов, G.vaginalis выявляется почти у всех обследованных пациенток с выраженным БВ (у 10 из 11) [2].
При этом метод ПЦР ни в коем случае не заменяет, а дополняет спектр традиционных методов.
Только совокупность всех доступных методов лабораторной диагностики позволяет провести всестороннее обследование пациенток для выявления этиотропного агента наблюдаемого дисбиоза и, как следствие, назначить адекватное лечение.
Материалы и методы исследования
Под наблюдением находилось 26 женщин в возрасте от 22 до 37 лет, с давностью заболевания от 2 до 6 лет.
Причиной обращения 9 пациенток явилось бесплодие (у 5 из них бесплодие было первичным и у 4 — вторичным), 17 пациенток — невынашивание беременности.
Критерий включения в группу наблюдения — отсутствие какой-либо терапии в течение последних 1,5 месяца.
Клинико-лабораторная диагностика основывалась на характерных жалобах, данных анамнеза, гинекологического осмотра, бактериоскопии, культурального метода и ПЦР-анализа.
В качестве обязательного диагностического подхода использовано сочетание двух либо трех различных методов диагностики у половых партнеров. Материалом для исследования являлись соскобы эпителиальных клеток со слизистой оболочки уретры, цервикального канала, центрифугаты первой порции утренней мочи, анализы эякулята.
Результаты исследования и их обсуждение
Частота инфицированности обследованных пациенток урогенитальными инфекциями в различных ассоциациях и в виде моноинфекции составила 100 %. При этом в 75–80 % случаев U.urealyticum сочеталась с микоплазмами и анаэробной микрофлорой.
По результатам полученных данных каждой из наблюдаемых пациенток и их половым партнерам назначалось лечение с учетом этиологических факторов.
На первом этапе терапии проводилась элиминация из организма G.vaginalis, на втором этапе — U.urealyticum и M.hominis, на третьем этапе — восстановление нормальной микрофлоры мочеполовой системы и пищеварительного тракта.
В результате проведенного лечения элиминация возбудителей, регрессирование урогенитальных симптомов имели место в 100 % случаев, долгожданная беременность наступила у 20 (77 %) пациенток.
Выводы
1. Таким образом, проведенное исследование показало влияние бактериального вагиноза на снижение репродуктивной функции женщин, что, несомненно, имеет огромное социальное значение.
2. Наличие бактериальной инфекции требует проведения полноценного комплексного (культурального и ПЦР) обследования для выявления всего комплекса патогенной микрофлоры и назначения этиопатогенетически обоснованной терапии.