Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Здоровье ребенка» 2 (45) 2013

Вернуться к номеру

Диспергируемая лекарственная форма амоксициллина в лечении нетяжелых внебольничных пневмоний у детей

Авторы: Юлиш Е.И., Балычевцева И.В., Гадецкая С.Г., Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

Рубрики: Инфекционные заболевания, Педиатрия/Неонатология, Пульмонология

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати


Резюме

В работе представлены данные об этиологии нетяжелых форм внебольничной пневмонии у детей и выборе адекватной антибактериальной стартовой терапии диспергируемой лекарственной формой амоксициллина.

У роботі наведені дані про етіологію нетяжких форм пневмонії у дітей та вибір адекватної антибактеріальної стартової терапії диспергованою лікарською формою амоксициліну.

The paper presents the data on the etiology of non-severe forms of community-acquired pneumonia in children and choosing adequate antibiotic initial treatment with dispersing dosage form of amoxicillin.


Ключевые слова

внебольничная пневмония, дети, амоксициллин.

позалікарняна пневмонія, діти, амоксицилін.

community-acquired pneumonia, children, amoxicillin.

Внебольничная пневмония (ВП) является одним из частых острых инфекционных заболеваний органов дыхания у детей. Из каждых 50 обращений к педиатрам по поводу острых респираторных заболеваний диагностируется один случай пневмонии (National Center for Health Statistics, 1992). У детей младше 5 лет, особенно в группе больных раннего возраста, пневмония является частой причиной смерти — до 10 % от всех причин смерти детей до 5 лет с респираторными инфекциями [1].

При развитой системе здравоохранения, например, в странах Европы доля госпитализируемых пациентов с ВП составляет 22–42 % [2, 3]. Аналогичный показатель в США достигает 6–38 % [4, 5].

В большинстве случаев при инфекциях органов дыхания антимикробные препараты назначаются эмпирическим путем, без учета предполагаемой характеристики возбудителя и его антибактериального спектра, так как, с одной стороны, врач не может откладывать лечение до получения данных исследования, с другой — в Украине в плановом порядке практически не проводится изучение этиотропной флоры и ее чувствительности к противомикробным лекарственным средствам.

Согласно литературным данным, в развитии острых заболеваний дыхательных путей наиболее существенна роль пневмококков и гемофильной палочки. Эти возбудители ответственны за развитие внебольничной пневмонии в 65–78  % случаев [6].

Целью настоящего исследования явилось изучение этиологической структуры и чувствительности возбудителей к антибактериальным препаратам при ВП у детей.

Материалы и методы

Для определения этиологической структуры и чувствительности к антибактериальным препаратам возбудителей ВП были проанализированы результаты 58 микробиологических исследований детей с клинико­рентгенологическим диагнозом «ВП легкого и среднетяжелого течения» в возрасте от 2 до 17 лет. При поступлении в клинику, больным производилось микробиологическое исследование мокроты. При необходимости, а также у детей раннего возраста применялась методика сбора индуцированной мокроты путем ингаляции через небулайзер (OMRON CX­PRO) 3% раствора NaCl. Чувствительность к антибиотикам определяли диско­диффузионным методом на питательных средах российского и украинского производства. Критериями диагностики значимости выявленного микробного агента в развитии пневмонии считали выделение возбудителя в мокроте в концентрации ³ 106 КОЕ/мл.

Антибиотики (цефалоспорины I поколения — цефадроксил, макролиды, амоксициллин, цефтриаксон) на догоспитальном этапе получали 14 детей (28 %).

Статистическую обработку полученных данных проводили на персональном компьютере в операционной системе Windows XP с использованием приложений Microsoft Office XP.

Среди 58 детей с ВП бактериальная инфекция выявлена у 50 (86,2 % на основании данных результатов посевов мокроты) в отличие от данных многих авторов, которые выделяют бактериальную флору при ВП не более чем в 50 % случаев. Мы считаем, что методика сбора индуцированной мокроты позволяет более эффективно определять микробные агенты при ВП у детей. Среди этиологически значимой флоры при внебольничных пневмониях у наблюдаемых больных детей первое место занимает Streptococcus pneumoniae — 36 (72,0 %) случаев (тaбл. 1). Streptococcus pyogenеs выявлен у 7 детей (14,0 %), Moraxella catarrhalis — у 5 (10,0 %) и грибы рода Сandida в различных концентрациях: от 103 до ³ 106 КОЕ/мл. Нaemophilus influenzae была определена в 10 случаях (20,0 %). Кроме того, в диагностически значимых количествах определялись также Streptococcus viridians, Staphylococcus aureus и грамотрицательные возбудители (Klebsiella pneumoniaе, Escherichia сoli, Proteus mirabilis). В 78,0 % (у 39 детей) наблюдались ассоциации двух или более возбудителей.

При выборе антимикробных препаратов следует учитывать, что, согласно литературным данным, уровень резистентности основных возбудителей респираторного тракта к аминопенициллинам остается очень низким и не представляет клинической проблемы [9, 10].

Говоря об оптимизации лечения, следует помнить, что подбор антибиотиков для лечения острых респираторных вирусных инфекций с бактериальными осложнениями оптимален при расшифровке ее этиологии. При выборе антибактериальных препаратов необходимо учитывать региональные данные о резистентности основных патогенов, однако этот выбор должен быть ориентирован в первую очередь на ключевого возбудителя — пневмококк (наименьшая вероятность самоизлечения, наибольший риск осложнений). Проведенное нами исследование чувствительности микроорганизмов до лечения показало высокую чувствительность Str.pneumoniae, выделенного у подавляющего большинства пациентов, к амоксициллину (табл. 2). Выделенные микроорганизмы также были чувствительными к антибиотикам фторхинолонового ряда, рифампицину и ванкомицину, имеющих в большинстве случаев ограниченное применение у детей раннего возраста.

Для повышения эффективности противоинфекционного лечения требуется обеспечение качественными, в том числе с фармакокинетической точки зрения, препаратами, подтвердившими преимущества в клинической практике. Золотым стандартом антибактериальной терапии острых респираторных заболеваний бактериальной этиологии является назначение b­лактамных антибиотиков, которые рассматриваются в качестве препаратов первого выбора [10–12]. Так, по данным российского исследования антимикробной резистентности ПеГАС­III, проведенного в 2006–2009 гг. в нескольких десятках городов страны, высокую активность против S.pneumoniae сохраняют амоксициллин и амоксициллин/клавуланат — 99,6 % штаммов чувствительны к указанным антибиотикам [13]. Спектр антибактериальной активности аминопенициллинов в сравнении с пенициллином значительно шире.

Анализируя пути введения антибиотиков (парентеральный и пероральный) у детей, следует отдавать предпочтение пероральному способу приема как наиболее щадящему, исключающему психотравмирующий фактор у ребенка [14]. Кроме того, создание новых пролонгированных форм антибиотиков, обладающих высокой биодоступностью, практически сопоставимой с парентеральной формой введения препаратов, широким спектром действия и высоким профилем безопасности, особенно важно в педиатрической практике и позволяет применять данную форму антибактериальных препаратов при лечении широкого спектра заболеваний.

Всем перечисленным требованиям в педиатрической практике отвечает форма амоксициллина — Флемоксин Солютаб. Отличительной чертой этого препарата является создание оптимальных концентраций активных компонентов в очаге инфекции за счет максимально полного и предсказуемого всасывания амоксициллина в желудочно­кишечном тракте. Этот эффект достигается за счет структуры лекарственной формы: таблетка состоит из микрогранул, содержащих амоксициллин. Микрогранулы не подвержены воздействию ферментов желудочного сока, начинают «раскрываться» только в верхних отделах тонкого кишечника, где создаются оптимальные условия для максимального всасывания активных веществ. С клинической точки зрения это означает, что диспергируемая лекарственная форма обеспечивает более стабильное и прогнозируемое терапевтическое действие и способствует минимизации вероятности развития нежелательных лекарственных реакций, в частности, развития диареи и диспептических расстройств [12, 15]. Помимо прочего, новая форма амоксициллина в виде диспергируемых таблеток Солютаб — позволяет максимально повысить комплайентность: таблетки можно принимать разными способами — проглотить целиком или растворить в воде, образующаяся жидкая лекарственная форма обладает приятным вкусом и намного удобнее в приготовлении и хранении по сравнению с суспензией амоксициллина.

Лучшая переносимость амоксициллина/клавуланата в форме Солютаб по сравнению с оригинальным препаратом у взрослых была продемонстрирована в ряде исследований [16, 17].

Лечение Флемоксином Солютаб проводилось в составе комплексной терапии (патогенетической, симптоматической и противовирусной). В течение исследования больные не принимали других антимикробных препаратов.

Эффективность препарата Флемоксин Солютаб считали очень хорошей при выявленной положительной динамике всех клинических симптомов (снижение температуры тела ниже 37,5 °С через 24–48 часов, купирование болей в ушах при отитах и гноетечения при синуситах, одышки при пневмониях на фоне улучшения общего состояния и аппетита; улучшение физикальных данных в легких через 3–5 суток и стихание кашлевого синдрома при пневмонии; значимое улучшение рентгенологической картины через 10–14 дней), хорошей при положительной динамике большинства симптомов, удовлетворительной при медленном снижении температуры тела и ее нормализации после 3 суток приема препарата (сохранение субфебрилитета в течение 7–10 дней), неудовлетворительной при отсутствии положительной динамики, ухудшении состояния больного и/или нарастании патологических изменений в легких.

Следует отметить, что на 3­и — 4­е сутки лечения имела место выраженная позитивная клиническая динамика у 37 из 58 наблюдаемых детей с ВП (63,4 %): уменьшились признаки общей интоксикации, кашель стал влажным, нормализовался сон, улучшился аппетит. Температура тела снизилась до субфебрильных цифр у 20 (34,5 %) детей.

На 7–8­е сутки от начала лечения симптомы интоксикации регрессировали у всех детей. В конце курса лечения у некоторых пациентов отмечался редкий, поверхностный кашель, который не сопровождался ухудшением общего состояния. По данным аускультации у 3 детей регистрировалось жесткое дыхание без хрипов, у 1 ребенка выслушивались единичные сухие хрипы.

У всех детей нормализовались показатели гемограммы к 10­му дню от начала лечения — количество лейкоцитов, лейкоцитарная формула, СОЭ. Контрольная рентгенография органов грудной клетки показала, что у всех детей в конце курса антибактериальной терапии регистрировалось полное исчезновение очага пневмонической инфильтрации легких.

Клинически в конце курса лечения состояние всех пациентов расценивалось как удовлетворительное.

Безопасность препарата оценивали на основании клинической симптоматики, связанной с возможными побочными явлениями.

Эффективность лечения препаратом Флемоксин Солютаб оценивали как хорошую в 60,0 % случаев и очень хорошую — у 40,0 % детей. Случаев удовлетворительной и неудовлетворительной оценки не было.

Аллергических реакций не выявлено ни в одном случае. Препарат хорошо переносился. Побочных действий не наблюдалось.

Нежелательный побочный эффект наблюдался у одного пациента с атопическим дерматитом в анамнезе в виде усиления шелушения и гиперемии кожи лица, увеличения частоты стула.

Заключение

1. Проведенное исследование клинической эффективности и безопасности препарата Флемоксин Солютаб у детей с ВП подтвердило высокую клиническую эффективность и благоприятный профиль безопасности препарата.

2. Результаты проведенного исследования позволяют рекомендовать использование Флемоксина Солютаб как препарата выбора при лечении нетяжелых внебольничных пневмоний у детей.


Список литературы

1. American Thoracic Society. Guidelines for the management of adults with comrnunityacquired pneumonia. Diagnosis, assessent of severity, antimicrobial therapy, and prevention // Am. J. Respir. Crit. Care Med. — 2001. — № 163. — P. 1730­1754.

2. BTS Guidelines for the Management of Community Acquired Pneumonia in Adults // Thorax. — 2001. — 56 Suppl. 4. — IV1­64.

3. Sourgeons H., Steinbrede H., Verschoor J.S., Bertola M.A., Rayer B. Bioequivalence study of a novel Solutab tablet formulation of amoxicillin clavulanic acid versus the originator film­coated tablet // International journal of clinical pharmacology and theraupetics. — 2001. — 39. — 57­60.

4. Mandell L.A., Wunderink R.G., Anzueto A. et al. Infectious diseases Society of America/American thoracic society consensus guidelines on the management of community­acquired pneumonia in adults // Clin. Infect. Dis. — 2007. — 44 Suppl. 2. — S27­72.

5. Woodhead M., Blasi F., Ewig S. et al. Guidelines for the ma­nagement of adult lower respiratory tract infections // Eur. Respir. J. — 2005. — 26. — 1138­80.

6. Применение антибиотиков у детей в амбулаторной практике / Под ред. А.А. Баранова, Л.С. Страчунского // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. — 2007. — № 9(3). — С. 200­210.

7. Schuetz P., Christ­Crain M., Thomann R. et al. ProHOSP Study Group. Effect of procalcitonin­based guidelines vs standard guidelines on antibiotic use in lower respiratory tract infections: the ProHOSP randomized controlled trial // JAMA. — 2009. — Vol. 302, № 10. — Р. 1059­1066.

8. Малахов А.Б., Дронов И.А., Волков И.К., Геппе Н.А., Кирдаков Ф.И. Оптимальный выбор терапии при внебольничной пневмонии у детей // Лечащий врач. — 2011. — № 1.

9. Майданник В.Г. Клинические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. — К.: Аспект­Поліграф, 2003. — 177 с.

10. Страчунский Л.С., Богомильский М.Р. Антимикробная терапия острого среднего отита у детей // Детский доктор. — 2000. — № 2. — С. 32­33.

11. Применение антибиотиков у детей в амбулаторной практике / Под ред. А.А. Баранова, Л.С. Страчунского // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. — 2007. — № 9(3). — С. 200­210.

12. Юлиш Е.И., Волосовец А.П. Клиника, диагностика и лечение пневмоний у детей. — Донецк, 2004. — 215 с.

13. Чучалин А. Г., Синопальников А. И., Козлов Р. С. и др. Внебольничная пневмония у взрослых: практические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике. — М., 2010. — 106 с.

14. Магомедов М.М., Гуров А.В. Острые гнойные синуситы. Проблемы антибиотикотерапии // Доктор Ру. — 2006. — № 2.

15. Карпов О.И., Рязанцев С.В., Тихомирова И.А. Путь повышения эффективности и переносимости антибиотикотерапии при синусите у детей // Детские инфекции. — 2006. — № 3. — С. 57­60.

16. Гучев И.А., Козлов Р.С. Безопасность и эффективность различных форм амоксициллина/клавулановой кислоты при инфекциях нижних дыхательных путей у взрослых: открытое, проспективное, рандомизированное исследование // Пульмонология. — 2008. — 2. — 73­80.

17. Guchev I.A., Ratchina S.A., Kozlov R.S. Efficacy and safety of novel amoxicillin/clavulanic acid formulation versus originator film­coated tablets in adult patients with lower respiratory tract infections // 18th European Congress of Clinial Microbiology and Infectious Di­seases. — 2008, 19­22 Apr. — Barcelona, Spain; 2008.


Вернуться к номеру