Журнал «» 1 (27) 2013
Вернуться к номеру
Обычные антигипертензивные препараты могут снижать риск развития деменции
Авторы: White L. et al. Beta blocker treatment of hypertensive older persons ameliorates the brain lesions of dementia measured at autopsy: the HonoluluAsia Aging Study, American Academy of Neurology 2013
Рубрики: Семейная медицина/Терапия, Кардиология, Терапия, Геронтология
Разделы: Новости
Версия для печати
Данное исследование было опубликовано в виде тезисов, а его окончательные результаты будут представлены на будущей конференции Американской ассоциации неврологов (AAN).
По результатам исследования у пожилых японоамериканских мужчин оказалось, что обычные антигипертензивные препараты могут снижать риск развития деменции и болезни Альцгеймера.
Примечательным является то, что, хотя бетаблокаторы превзошли по результатам другие группы препаратов, любое медикаментозное лечение все же более благоприятно влияло на риск деменции и болезни Альцгеймера, чем полное отсутствие медикаментозной терапии.
В результате вскрытий 774 мужчин удалось установить, что у лиц, принимавших бетаблокаторы для лечения гипертензии, в головном мозге наблюдалось значительно меньше микроинсультов, менее выраженная атрофия мозга, а также меньше участков поражений болезнью Альцгеймера, чем у лиц, принимавших другие антигипертензивные препараты, как сообщают доктор Lon White и его коллеги из Pacific Health Research and Education Institute, Honolulu.
И хотя бетаблокаторы превзошли другие группы препаратов, тем не менее любая медикаментозная терапия все же лучше влияла на снижение риска развития деменции и болезни Альцгеймера, чем ее полное отсутствие.
Исследователи также отметили, что наличие систолического артериального давления на уровне > 120 мм рт.ст. у лиц среднего возраста предопределяет повышение риска деменции в этой группе от 17 до 27 %. В исследовании показано позитивное влияние на риск развития поражения вещества головного мозга, выявленное при аутопсии, приема бетаблокаторов по сравнению с другими антигипертензивными препаратами.
В исследовании The HonoluluAsia Aging Study приняли участие лица в возрасте от 71 до 93 лет в период с 1991 по 2012 год. Из всех 774 участников исследования 610 страдали артериальной гипертензией или принимали антигипертензивные препараты.
Среди леченых участников 15 % принимали только бетаблокаторы, 18 % принимали бетаблокаторы в комбинации с одним или несколькими другими антигипертензивными препаратами, а остальные 67 % принимали антигипертензивные препараты других групп.
Результаты были скорригированы по возрасту, изначальному уровню артериального давления, изначальной оценке теста когнитивной функции, промежутку наблюдения, возрасту на момент смерти, генотипу аполипопротеина Е, наличию артериальной гипертензии в среднем возрасте и по тому, была ли это леченая гипертензия или нет.
Среди участников, которые принимали только бетаблокаторы, отмечалось значительно меньшее количество микроинсультов и очагов поражения головного мозга болезнью Альцгеймера, чем среди лиц, которые не принимали бетаблокаторы в составе медикаментозной терапии.
У лиц, принимавших бетаблокаторы в комбинации с другими антигипертензивными препаратами, установлено среднее снижение количества участков повреждения головного мозга.
У пациентов, которые принимали бетаблокаторы отдельно или в комбинации с другими антигипертензивными препаратами, наблюдалась значительно меньшая степень атрофии вещества головного мозга, чем у тех, кто не находился на медикаментозной терапии.
Исследование, по мнению его авторов, показало конгруэнтное улучшение когнитивных нарушений, связанное с приемом бетаблокаторов.
По мнению другого эксперта — профессора Mary Sano из Mount Sinai Medical Center (New York City), наличие этой связи может и не быть причинно обусловлено. «Как мне кажется, вполне возможно то, что у пациентов, которым было достаточно принимать лишь один препарат — бетаблокаторы, изначально было меньше заболеваний, — сказала Sano, которая не принимала участия в исследовании. — И ситуация у этих пациентов может казаться лучше не изза препаратов, а вследствие менее серьезного основного заболевания». «Я думаю, что самым важным «сообщением на вынос» является то, что необходимо собрать воедино всю лучшую терапию», — добавила она.