Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



СІМЕЙНІ ЛІКАРІ ТА ТЕРАПЕВТИ
день перший
день другий

АКУШЕРИ ГІНЕКОЛОГИ

КАРДІОЛОГИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, РЕВМАТОЛОГИ, НЕВРОЛОГИ, ЕНДОКРИНОЛОГИ

СТОМАТОЛОГИ

ІНФЕКЦІОНІСТИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, ПЕДІАТРИ, ГАСТРОЕНТЕРОЛОГИ, ГЕПАТОЛОГИ
день перший
день другий

ТРАВМАТОЛОГИ

ОНКОЛОГИ, (ОНКО-ГЕМАТОЛОГИ, ХІМІОТЕРАПЕВТИ, МАМОЛОГИ, ОНКО-ХІРУРГИ)

ЕНДОКРИНОЛОГИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, ПЕДІАТРИ, КАРДІОЛОГИ ТА ІНШІ СПЕЦІАЛІСТИ

ПЕДІАТРИ ТА СІМЕЙНІ ЛІКАРІ

АНЕСТЕЗІОЛОГИ, ХІРУРГИ

ГІНЕКОЛОГИ

Журнал "Вісник асоціації психіатрів України" (02) 2012

Повернутися до номеру

Цена невнимания к проблеме. Предложения к проекту

Автори: Глузман С.Ф., президент АПУ, Пиевская Ю.С., социолог АПУ

Рубрики: Психіатрія

Розділи: Офіційна інформація

Версія для друку

Каждый день в тюрьмах и колониях Украины находятся около 2000 детей. Как правило, большинство из них не задерживаются там на срок более 1–2 лет (вне зависимости от полученного в суде срока лишения свободы). Простые подсчеты свидетельствуют: за 20 лет существования независимой Украины десятки тысяч украинских граждан в подростковом и юношеском возрасте получили весьма специфический опыт жизни в неволе.
Разумеется, часть проблемы — в неоправданных судебных решениях. Несоразмерные вине наказания — достаточно частое явление. Так, социально дезадаптированный подросток, укравший мобильный телефон стоимостью в несколько сотен гривен, в нашей системе правосудия зачастую приобретает навыки серьезного преступного поведения в тюрьмах и колониях. Но существует и другая, совершенно неисследованная, часть проблемы девиантного поведения — социальная и медицинская предопределенность правонарушений детей. К сожалению, в Украине не было и нет серьезных, адекватных исследований этой проблемы криминологами, социальными психологами, психиатрами и другими специалистами.
Мировая научная литература содержит множество исследований подобного рода. Психологический портрет несовершеннолетнего преступника давно «нарисован» исследователями в англоязычных странах. Было установлено (исследования 60-х и 70-х годов прошлого века), что существенная доля психической патологии взрослых берет начало в трудностях детского возраста. Установлено, что взрослые с самыми тяжелыми проявлениями антисоциального поведения имеют в анамнезе длительное течение отклоняющихся от нормы форм поведения. Строгие исследования также показали: большинство несовершеннолетних вовлекаются в случайные противоправные действия, помещение их в преступную среду колонии или исправительного центра зачастую лишь способствует закреплению их поведенческих паттернов. И лишь меньшинство демонстрирует стойкие долгосрочные трудности, которые охватывают не только собственно преступное поведение, но и выраженное нарушение функционирования в ряде сфер жизнедеятельности. Яркий результат показали, например, исследования в Швеции: среди лиц мужского пола большинство взрослых правонарушителей и преступников-рецидивистов происходили из группы мальчиков, проявлявших агрессию с раннего детского возраста.
В 90-е годы прошлого века было выявлено, что наличие у ребенка так называемого гиперактивного расстройства (синдрома) является фактором риска устойчивого антисоциального поведения. Тогда же «близнецовые» исследования показали, что антисоциальное поведение, которое длится до периода взрослости, включает в себя четкий генетический компонент, тогда как делинквентность подростков определяется скорее всего средовыми факторами. Тогда же, в конце 80-х, западные криминологи доказали, что плохая успеваемость в школе играет особую роль в возникновении делинквентности, это происходит через влияние на самоуважение или из-за отсутствия привязанности к школьной системе.
К сожалению, украинская криминологическая наука демонстрирует неумение или нежелание исследовать эту проблему. По-видимому, здесь и сегодня сказывается традиция советской криминологии, определявшей феномен преступности в качестве «пережитка капиталистического, буржуазного общественного строя». Тем не менее персонал, работающий с детьми в местах лишения свободы, четко понимает, что значительная часть их клиентов нуждается (и нуждалась ранее!) в оказании им квалифицированной психологической, медицинской и социальной помощи более, чем в процедурах собственно наказания. Невнимание Украинского государства к этой серьезной проблеме поддерживает привычную цепь явлений: «больные» или социально дезадаптированные дети → девиантное поведение → конкретные правонарушения → опыт жизни в местах лишения свободы для несовершеннолетних → закрепление навыков агрессивного преступного поведения → рецидивная преступность.
Мы намерены провести серьезное, глубинное мультидисциплинарное исследование этой проблемы. Необходимо изучить множество факторов — социальных, медицинских, психологических, правовых. Объектами исследования должны быть не только дети-правонарушители, но и важные факторы катамнеза у граждан Украины, прошедших тюрьмы и колонии до совершеннолетия: полученное образование, наличие своей семьи, трудовая квалификация, продолжительность жизни, наличие хронических заболеваний, алко- и наркозависимость и т.д. и т.п. Очень важно оценить и экономические аспекты проблемы, так как эти оценки будут фактором давления на Украинское государство с целью привлечения его внимания к необходимости структурных ведомственных новаций. Подобного рода экономические исследования существуют в англоязычной научной литературе, они конкретны и убедительны. В Украине (как и в СССР) подобные исследования эффективности затрат никогда не проводились.
Мы считаем, что целесообразно представить последовательность будущей работы:
1. Подготовка инструментария, работа с научной литературой.
2. Проведение практических учебных семинаров с «полевыми» исследователями (психологами, работающими в пенитенциарных учреждениях).
3. Работа с контингентом, то есть с правонарушителями в местах лишения свободы.
4. Анализ катамнестических данных (параллельно с пунктами 2 и 3).
5. Формирование обобщенного аналитического документа.
6. Подготовка рекомендаций для законодателя и правительства Украины.
7. Проведение дискуссионного экспертного круглого стола по результатам исследования.
8. Публикация результатов исследования.



Повернутися до номеру