Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkraineNeuroGlobal


UkraineNeuroGlobal

Международный неврологический журнал 1(5) 2006

Вернуться к номеру

Эффективность прамистара у больных с нейроциркуляторной дистонией

Авторы: А.М. Одуд, И.В. Прихода, Луганский государственный медицинский университет; И.Д. Антонец, Луганская городская клиническая больница №1

Рубрики: Неврология

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати


Резюме

В статье проанализированы результаты комплексной терапии с использованием Прамистара в лечении больных с нейроциркуляторной дистонией. Обследовано 40 пациентов с нейроциркуляторной дистонией. Показано, что после лечения Прамистаром в течение 4 недель отмечается улучшение когнитивных функций, уменьшение выраженности депрессивного синдрома, повышение общей активности больных. Результаты терапии больных с нейроциркуляторной дистонией с использованием Прамистара свидетельствуют о его высокой эффективности, безопасности, хорошей переносимости и незначительных побочных эффектах.


Ключевые слова

эффективность, Прамистар, нейроциркуляторная дистония.

Вегетативные дисфункции являются наиболее частой функциональной патологией нервной системы. А.М. Вейн и соавт. предложили новую классификацию вегетативных нарушений [1, 4]. Наиболее частым клинико-патогенетическим синдромом вегетативной дистонии является нейроциркуляторная дистония (НЦД).

НЦД — клинико-патогенетическая форма вегетативной дисфункции, связанная с нарушением нейрогуморальной регуляции сердечной деятельности и системного кровообращения вследствие функциональных расстройств вегетативных структур различного уровня [1, 2, 3, 4].

Проблема НЦД уже давно вышла за рамки частного вопроса клинической кардиологии и неврологии и представляет в настоящее время одну из актуальных проблем современной медицины. Ряд исследователей исходит из понимания НЦД как болезни дисрегуляции, обусловленной бурным развитием цивилизации с ее стрессовыми факторами, ускоренными темпами жизни, информационными перегрузками, стремительными изменениями внешней среды, социально-экономической напряженностью. В то же время многими авторами НЦД рассматривается как синдром, возникающий на фоне многих неврологических, психических и соматических заболеваний [2, 3, 4, 6]. В качестве самостоятельного заболевания НЦД встречается значительно реже.

При НЦД может наблюдаться моно- и полисиндромная симптоматика. К основным синдромам НЦД относятся цефалгический, пароксизмальный вегетососудистый, астенический, вестибулярный синдромы. В большинстве случаев НЦД протекает как хроническое ремиттирующее заболевание с периодами обострений и длительных ремиссий.

Несмотря на очевидные успехи в изучении этиологии и патогенеза НЦД, проблема адекватной терапии заболевания до сих пор остается актуальной и до конца не решенной. Комплексное лечение НЦД представляет собой сложную задачу и предусматривает адекватную длительную, индивидуальную немедикаментозную и медикаментозную терапию. Медикаментозное лечение НЦД включает рациональную психотропную терапию с использованием седативных препаратов, антидепрессантов, транквилизаторов, нейролептиков, психостимуляторов и адаптогенов, а также ноотропную терапию [4, 6, 7, 8].

Важнейшим элементом комплексного медикаментозного лечения НЦД является ноотропная терапия, улучшающая метаболические и биоэлектрические процессы в головном мозге. В связи с этим представляется логичным изучить эффективность и безопасность комплексной терапии с использованием современных ноотропных препаратов у больных с НЦД. Именно по этой причине в качестве исследуемого ноотропного препарата был выбран Прамистар (прамирацетам, BERLIN-CHEMIE, Германия), относительно недавно появившийся на фармацевтическом рынке Украины.

Выбор препарата был обусловлен уникальным механизмом действия Прамистара, который ингибирует нейропептидазы головного могза, способствуя накоплению пептидов, играющих ключевую роль в формировании долговременной памяти. Он стимулирует систему захвата холина с высокой избирательностью и ускоряет синтез ацетилхолина. Ацетилхолин запускает активность синтетазы оксида азота, играющего важную роль в процессах обучения и памяти, особенно в формировании кратковременной памяти. Прамистар также проявляет антидепрессивное действие, потенцируя эффект метамфетамина. Эффективность Прамистара была доказана многочисленными двойными слепыми контролированными и открытыми исследованиями.

Целью исследования явилось изучение эффективности и безопасности комплексной терапии с использованием ноотропного препарата Прамистара (прамирацетам, BERLIN-CHEMIE, Германия) у больных с НЦД.

Материалы и методы исследования

Обследовано 40 больных с НЦД: 24 (60%) женщины и 16 (40%) мужчин в возрасте от 18 до 40 лет (средний возраст 28,5 ± 2,7 года). Длительность НЦД составила от 8 до 25 лет (в среднем 12,2 ± 2,5 года). В клинической картине заболевания преобладали симптомы когнитивных и вегетативных расстройств. Диагноз НЦД был установлен при проведении комплексного клинико-неврологического обследования с тщательным изучением вегетативного статуса.

В исследование не включали больных с ишемической болезнью сердца, артериальной гипертензией, перенесших инсульт любой этиологии, с некоронарогенными заболеваниями сердца, сахарным диабетом, туберкулезом, хроническими обструктивными заболеваниями легких, системными заболеваниями соединительной ткани, а также с онкологическими, нефрологическими, гематологическими и психическими заболеваниями.

Комплекс обследования включал, помимо общеклинических методов обследования, исследование нейропсихической деятельности, когнитивных и вегетативных функций, неврологического статуса. Для оценки нейропсихической деятельности использовали клиническую шкалу «SCAG».

Психодиагностический метод включал следующие методики: 1) методика 10 слов, направленная на изучение показателей произвольной памяти; 2) методика «Повторение цифр», направленная на изучение показателей оперативной памяти; 3) методика «Таблицы Шульте», ориентированная на изучение параметров произвольного внимания и его функций; 4) методика «Корректурная проба», позволяющая оценить уровень и динамику умственной работоспособности; 5) методика «Тест Вернона», направленная на исследование показателей когнитивной продуктивности; 6) методика «САН», направленная на выявление субъективных оценок различных показателей самочувствия (С), общей активности (А), настроения (Н).

Контроль биоэлектрической активности головного мозга осуществляли при помощи электроэнцефалографии (ЭЭГ) [5].

Анализ динамики клинико-инструментальных показателей проводили трижды: до начала, через 2 и 4 недели комплексного лечения.

Все больные получали ноотропную терапию с использованием Прамистара в суточной дозе 1200 мг в течение 4 недель. Кроме этого, по показаниям больные получали индивидуальную психотропную терапию: седативные препараты, антидепрессанты, транквилизаторы, психостимуляторы, адаптогены и т.д.

Результаты и их обсуждение

Во время сравнительного анализа субъективного состояния и объективных показателей клинико-неврологической симптоматики до и после 2 и 4 недель комплексного лечения с использованием Прамистара установлена положительная динамика состояния больных.

По данным самоотчета, подавляющее большинство пациентов уже к 6-7-му дню отмечали общее улучшение самочувствия: повышение уровня умственной работоспособности и концентрации внимания, уменьшение головных болей, повышение фона настроения и общего уровня активности.

Изучение динамики вербальной памяти у больных с НЦД в ходе комплексного лечения с использованием Прамистара показало следующие результаты. Уже к 14-му дню лечения отмечалось статистически достоверное увеличение объемов долговременной памяти (ДП1 = 7,54 ± 2,23 слов, ДП2 = 8,66 ± 2,34 слов; р < 0,05). Улучшение продуктивности мнестических функций происходило и в дальнейшем, причем это касалось как объемов долговременной памяти, так и эффективности заучивания. Также у пациентов отмечалось статистически достоверное улучшение функций непосредственного запоминания (6,89 ± 1,34 и 7,99 ± 1,46; р < 0,05).

Исследование функций оперативной памяти показало, что ее объем достоверно увеличивался в течение всего периода комплексного лечения с использованием Прамистара (объем оперативной памяти до начала лечения составил 6,33 ± 1,45 знаков, в середине курса — 6,78 ± 1,65, в конце курса — 7,45 ± 1,68; р < 0,05).

Под влиянием комплексного лечения с использованием Прамистара у больных с НЦД происходило улучшение функций произвольного внимания, что выражалось в статистически достоверном сокращении времени выполнения заданий и улучшении показателей общей продуктивности. У обследованных пациентов эффективность функций внимания достоверно повышалась от 1-го исследования ко 2-му (42,34 ± 7,45 и 34,44 ± 5,67; р < 0,05), а также от 2-го к 3-му (34,44 ± 5,67 и 30,56 ± 4,77; р < 0,05).

Изучение динамики уровня умственной работоспособности в ходе комплексной терапии с использованием Прамистара свидетельствует о возрастании объемов перерабатываемой информации к середине курса лечения по сравнению с исходным уровнем и о параллельном улучшении качества умственной деятельности в виде уменьшения числа ошибок. К концу лечения объем переработанной информации по сравнению со 2-м исследованием достоверно увеличился (546,48 ± 34,55 и 612,65 ± 35,23; р < 0,05). Число совершаемых ошибок достоверно уменьшалось от 1-го исследования ко 2 и 3-му (соответственно 9,45 ± 2,34, 4,07 ± 1,35 и 2,67 ± 0,55; р < 0,05-0,001).

Анализ динамики интеллектуальной продуктивности под влиянием комплексной терапии с использованием Прамистара показал, что уже к концу 2-й недели лечения увеличивалась общая продуктивность когнитивной деятельности, а также скорость мыслительных операций. В дальнейшем (к концу 4-й недели лечения) достоверно увеличивались показатели продуктивности, уменьшалось число ошибок и увеличивалась скорость мыслительных операций.

Оценка динамики показателей общего самочувствия, активности и настроения (методика «САН») показала достоверное улучшение параметров активности и настроения уже в середине курса лечения (показатели активности в 1-м исследовании составили 48,66 ± 7,87 балла; во 2-м — 56,97 ± 8,45 балла; р < 0,01, а показатели настроения соответственно 53,12 ± 7,45 и 58,67 ± 7,84; р < 0,01). Положительная динамика достигала максимума к концу 4-й недели.

Анализ влияния комплексного лечения с использованием Прамистара на биоэлектрическую активность головного мозга у больных с НЦД (по результатам ЭЭГ) показал статистически достоверное увеличение частоты α-ритма обоих полушарий на 0,5-1,1 Гц (р < 0,05-0,01), уменьшение удельного веса интенсивности в диапазоне α-ритма на 16% (р < 0,05) и увеличение удельного веса в диапазоне быстрого β-ритма на 18% (р < 0,05). Это косвенным образом свидетельствует об улучшении взаимоотношений коры и подкорковых структур головного мозга.

Комплексная терапия с использованием Прамистара хорошо переносилась и была безопасной. За весь период исследования ни у одного больного не наблюдалось существенных побочных эффектов, требующих уменьшения дозы или отмены препарата.

Выводы

1. Комплексная терапия с использованием Прамистара у больных с НЦД улучшает когнитивные и уменьшает вегетативные расстройства, повышает интеллектуально-мнестические функции, умственную работоспособность.

2. Терапия НЦД с использованием Прамистара хорошо переносится, безопасна и не сопровождается выраженными побочными эффектами.

3. Полученные результаты позволяют рекомендовать ноотропную терапию Прамистаром для коррекции когнитивных и вегетативных расстройств в комплексном лечении больных с НЦД. Рекомендованная суточная доза препарата — 1200 мг.


Список литературы

1. Вейн А.М., Алимова Е.А., Вознесенская Т.Г. Заболевания вегетативной нервной системы: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1991. — 624 с.

2. Вейн А.М., Соловьева А.Д., Колосова О.А. Вегетососудистая дистония. — М.: Медицина, 1981. — 320 с.

3. Вейн А.М. Синдром вегетативной дистонии // Журн. невропатологии и психиатрии. — 1989. — №10. — С. 13-19.

4. Вейн А.М. Вегетативные расстройства: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1998. — 624 с.

5. Гнездицкий В.В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая электроэнцефалография. — Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. ун-та, 2000. — 636 с.

6. Карлов В.А. Неврология: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1999. — С. 261-271.

7. Клиническая неврология с основами медико-социальной экспертизы: Руководство для врачей / Под ред. А.Ю. Макарова. — СПб., 1998. — С. 400-414.

8. Островська Л. Особливості клінічного перебігу та лікування вегетосудинної дистонії // Ліки України. — 2004. — №5 (82). — С. 119-120.


Вернуться к номеру