Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



UkraineNeuroGlobal


UkraineNeuroGlobal

Международный неврологический журнал 5(9) 2006

Вернуться к номеру

Память в произведениях Джейн Остин /Jane Austen on Memory/

Авторы: Andrew LAMER, Центр неврологии и нейрохирургии Уолтона, Ливерпуль, Великобритания

Рубрики: Неврология

Разделы: История медицины

Версия для печати

Джейн Остин (1775-1817) была и остается одной из самых популярных писателей-романистов в английской литературе на протяжении 200 лет после ее смерти, но и сама автор, и ее работы представляют некоторый интерес также для медиков. Один из аспектов касается причины ее смерти. На основании ее писем Коуп предполагает, что у нее был один из первых описанных случаев болезни Аддисона (поражения надпочечников) [3]. Однако чтение ее произведений дает возможность сделать наблюдения по поводу различных человеческих способностей, таких, например, как память.

Бесспорным было то, что «цепкая» память Джейн Остин играла решающую роль в ее умении подражать работам тех авторов, которых она хорошо знала, например таких, как Джон Локк, который сам был и врачом, и философом («Нортангерское аббатство»), Ричардсон и Милтон («Чувства и эмоциональность», «Гордость и предрассудки», «Парк Мэнсфилд»), Шекспир («Эмма»), Чосер («Убеждение») [4]. Возможно, наиболее точные и проницательные комментарии по поводу памяти были даны героине Фанни Прайс в произведении «Парк Мэнсфилд» (1814). Ее память была «ее индивидуальностью, ее спасательным кругом», в произведении описывалась как «книга Памяти» [5].

Если у нас и есть какой-нибудь дар, который можно признать самым лучшим, то это память. Памяти присуще больше всяких необъяснимых свойств, чем остальным нашим умственным способностям. Например, это такие свойства, как сила, глупость, изменчивость. Память иногда такая «цепкая», такая устойчивая, такая послушная, с одной стороны, и такая сбивающая с толку, такая слабая — с другой, такая тираническая, такая овладевающая нами!

Сила наших способностей помнить и забывчивать определяет наши личные понятия.

Неврологу, интересующемуся когнитивными расстройствами, этот отрывок, приведенный выше, с точки зрения нейропсихологии как науки, покажется преднаучным по различным параметрам. Он позволяет рассматривать память как способность к различным действиям, а также предупредить нарушение некоторых ее видов, представляющих нестандартные когнитивные функции, разделенные на подтипы (например, краткосрочная, длительная; подробная, поверхностная, эпизодическая, семантическая). Также очевидны трудности раскрытия различных способностей памяти.

Хотя нас отговорили от попыток проанализировать мыслительный процесс с точки зрения экспериментальной методологии [6], все равно понятия о памяти, которые в самых разных сферах приводила Джейн Остин, кажутся уместными даже сегодня.


Список литературы



Вернуться к номеру