Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Международный эндокринологический журнал 2(4) 2006

Вернуться к номеру

Щитовидная железа и радиация (фундаментальные и прикладные аспекты: 20 лет после аварии на Чернобыльской АЭС)

Авторы: Н.Д. ТРОНЬКО профессор, д.м.н., чл.-корр. НАН и АМН Украины, директор Института эндокринологии и обмена веществ им. В.П. Комиссаренко, г. Киев

Рубрики: Эндокринология

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати


Резюме

Доклад на Международной конференции «Жить с радиацией: диагностика и лечение рака щитовидной железы вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции», ООН, Нью-Йорк, 19-20 апреля 2006 г.

20-летние наблюдения подтверждают, что одной из наиболее актуальных медицинских проблем, возникших в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции, является проблема тиреоидной патологии, в частности рака щитовидной железы.

Данные, представленные в докладе, получены в результате выполнения национальных и международных научных программ. Акцент будет сделан на анализе эпидемиологических исследований заболеваемости раком щитовидной железы в зависимости от пола, возраста и места проживания на момент аварии. Наряду с этим будут представлены данные по лечению рака щитовидной железы, основные морфологические типы карцином, а также данные о заболеваемости раком щитовидной железы в зависимости от дозы облучения.

В 1992 году в Институте эндокринологии и обмена веществ АМН Украины создан клинико-морфологический регистр на основе статистических отчетов о количестве случаев рака щитовидной железы у лиц, которым на момент Чернобыльской аварии было от 0 до 18 лет, по всем 27 регионам Украины и на основе анализа историй болезни пациентов, прошедших хирургическое или послеоперационное лечение в клинике Института эндокринологии. Также был рассчитан показатель заболеваемости на 100 тысяч представителей разных по возрасту групп населения и проведено сравнение заболеваемости в 6 регионах Украины с наибольшими уровнями загрязнения радионуклидами йода (Киевская, Черниговская, Житомирская, Ровенская, Черкасская области и город Киев) и в остальных 21 регионе Украины за период 1986-2004 гг. Данные регистра постоянно обновляются дополнительной информацией.

При оценке данных регистра по возрасту на момент аварии следует отметить, что за постчернобыльский период (1986-2004 гг.) было зарегистрировано 3394 случая рака щитовидной железы среди пациентов 1968-1986 годов рождения (от 0 до 18 лет на момент аварии), среди них 2410 были детьми до 15 лет на момент аварии (от 0 до 14 лет) и 984 были подростками от 15 до 18 лет (рис. 1).

Повышение заболеваемости у детей на период аварии происходило главным образом за счет 6 северных регионов Украины с наибольшим загрязнением радионуклидами йода (Киевская, Черниговская, Житомирская, Ровенская, Черкасская области и город Киев). В этих 6 регионах в 1986-1989 годах заболеваемость составляла 0,16 на 100 тысяч детей на момент аварии, что практически не отличается от заболеваемости в других 21 регионе Украины.

В последующие годы — 1990-1995; 1996-2001; 2002-2004 — заболеваемость в среднем превышала в 4-4,5 раза показатели по сравнению с другими регионами (рис. 2). Полученные данные свидетельствуют о том, что это связано с радиационным фактором.

Аналогичная тенденция наблюдалась и у подростков 6 северных регионов: уровень заболеваемости был также выше, чем в остальных регионах Украины, но его повышение намного менее выражено, чем у детей (рис. 3).

Особенно мне бы хотелось сделать акцент на анализе распределения больных раком щитовидной железы, родившихся в 1968-1986 гг., по возрасту на момент аварии (рис. 4).

Так, количество детей до 5 лет составляло менее 1%; от 5 до 9 лет — 16,5%; от 10 до 14 лет — 35%; подростков — 47,6% (1986-1989 гг.).

Наиболее значительные изменения отмечались в группе детей от 0 до 4 лет: до 21,8% (1990-1995 гг.); 23,6% (1996-2001 гг.); 19,8% (2002-2004 гг.).

Несколько увеличился и процент детей в возрасте 5-9 лет (хотя незначительно). В противоположность этому процент детей в возрасте 10-14 лет и подростков снижается. Эти данные указывают на то, что значительно возрастает доля детей, которым в 1986 году было не больше 4 лет и щитовидная железа которых была наиболее чувствительна к действию радиоактивного йода.

Это подтверждают и исследования, проведенные Украинским центром радиационной медицины, где было четко показано, что начиная с 1990 года именно у детей от 0 до 4 лет на момент аварии зарегистрировано постоянное увеличение дополнительной заболеваемости практически во всех дозовых зонах (это заболеваемость минус спонтанный уровень) (рис. 5). Как вы видите, наиболее выраженное увеличение — при облучении щитовидной железы в 1 Грей и выше.

Если анализировать заболеваемость раком щитовидной железы (на момент операции) у детей, родившихся до 1987 года, и тех, кто родились после аварии, мы видим четкую разницу: повышение частоты рака щитовидной железы у облученных детей в 10-15 раз (рис. 6). В то же время среди детей, родившихся после аварии, то есть не облученных в результате аварии, этот показатель был практически в пределах доаварийного периода.

Значительное увеличение заболеваемости раком щитовидной железы наблюдалось в группе детей, прооперированных в возрасте до 15 лет, за счет наиболее загрязненных радиоактивным йодом регионов Украины (рис. 7).

Аналогичная ситуация с заболеваемостью раком щитовидной железы была в 6 северных регионах Украины у подростков, родившихся до аварии, у которых этот показатель был в 3-5 раз выше по сравнению с другими регионами (рис. 8).

При анализе заболеваемости в 6 наиболее загрязненных регионах и других регионах у молодых взрослых этот показатель на момент операции был самым низким по сравнению с детьми и подростками и становился достоверным только в 1998 году (рис. 9).

Таким образом, можно отметить, что в постчернобыльский период, начиная с 1990 года, наблюдалось значительное увеличение количества случаев и заболеваемости раком щитовидной железы в когорте лиц от 0 до 18 лет на момент аварии, особенно у детей 0-14 лет на момент аварии.

Проведенный анализ основных типов карцином показал, что для всех возрастных групп и во все периоды наблюдения более чем 90% случаев представляли папиллярную карциному как у детей, так и у подростков и молодых взрослых. Фолликулярная карцинома колебалась в пределах от 3 до 6%; медуллярная карцинома наблюдалась в 3,2% случаев у детей, 1,4% — у молодых взрослых. Анапластическая карцинома была зафиксирована только в двух случаях у подростков (рис.10 ).

По гистологическому строению исследованные папиллярные карциномы были распределены на следующие подтипы (рис. 11-13).

Типичный папиллярний рак, для которого характерно:

а) наличие многочисленных папилл, образующих древовидные разветвления, в центральной части которых расположен фиброваскулярный стебель, присутствие специфичных кальцификатов, называемых псаммомными тельцами;

б) наличие резко просветленных ядер, имеющих вид «часового стеклышка».

Можно отметить, что опухоли такого строения имеют четкую возрастную зависимость, то есть их процент увеличивается с возрастом пациентов:

— 12,3% — у детей;

— 23,4% — у подростков;

— 38,3% — у молодых взрослых.

При фолликулярном варианте папиллярной карциномы типичные папиллы были одиночными или вовсе отсутствовали (рис. 12).

Третий вариант — это солидный вариант папиллярной карциномы (рис. 13):

1) опухоли альвеолярно-солидного строения;

2) наличие псаммомных телец в ядрах клеток;

3) опухоли такого строения имели признаки наиболее выраженного агрессивного биологического поведения в отношении:

а) экстратиреоидного распространения;

б) сосудистой инвазии.

В части случаев опухоли имели смешанное строение (рис. 14), когда невозможно было установить преобладание солидного или фолликулярного типа роста. Папиллярные карциномы солидно-фолликулярного строения были наиболее специфичными для постчернобыльских раков у детей на момент операции. Следует отметить, что с увеличением латентного периода имело место увеличение процента карцином типичного папиллярного строения.

Следует подчеркнуть увеличение со временем, прошедшим после Чернобыльской катастрофы, процента опухолей размером до 1 см соответственно до 4,1%; 11,8%; 18,8% (рис. 15).

По данным хирургического отделения института, злокачественные опухоли щитовидной железы, которые наблюдаются у пациентов детского и подросткового возраста, отличаются по своим характеристикам и имеют высокий биологический потенциал злокачественности. Клинически это выражалось коротким латентным периодом развития при отсутствии признаков изменения общесоматического статуса, высокой органо- и лимфоинвазивностью (табл. 1). У 52,4% больных наблюдается экстратиреоидное распространение опухоли. У 55,1% пациентов — региональное метастазирование в лимфатические узлы шеи. У 8,2% больных — отдаленное метастазирование в легкие.

Принципы ранней диагностики карцином щитовидной железы заложены в объективной оценке онкологической опасности всех очаговых образований щитовидной железы, выявленных с помощью ультразвукового исследования. Проведение их биопсии с цитологической оценкой клеточного материала позволяет повысить точность предоперационной диагностики рака щитовидной железы.

Вопрос о методе лечения и выборе объема оперативного вмешательства на щитовидной железе в случае высокодифференцированного рака щитовидной железы дискутируется на протяжении многих лет. С появлением случаев радиоиндуцированного рака щитовидной железы и принимая во внимание высокую агрессивность его клинического течения, мы пересмотрели свою хирургическую тактику в плане отказа от операций органосохраняющего характера и считаем, что методом выбора в лечении дифференцированных форм рака щитовидной железы является экстрафасциальная тиреоидэктомия с последующим лечением радиоактивным йодом и супрессивной гормонотерапией. Анализ результатов лечения рака щитовидной железы показал, что проведение первичной тиреоидэктомии снижает риск развития рецидивов заболеваемости в 3,2 раза — с 2,3 до 0,7% — по сравнению с органосохраняющими операциями.

Проведение тиреоидэктомии всегда связано с повышенным риском таких специфичных послеоперационных осложнений, как ларингеальный парез и гипопаратиреоз. Эти осложнения являются главной причиной потери трудоспособности и при достаточно высоких показателях выживаемости снижают эффективность реабилитации пациентов. Хирургами нашего института разработана приоритетная техника оперативного вмешательства на щитовидной железе, которая позволяет снизить количество послеоперационных осложнений до 4,3% (стойкий ларингеальний парез — 3,2%, стойкий гипопаратиреоз — 1,1%) (рис. 16).

Объективным критерием оценки эффективности терапии были результаты лечения карцином щитовидной железы, которые оказались благоприятными. Выживаемость на протяжении 5 лет составляет 97,3% (рис. 17).

В табл. 2 приведены результаты послеоперационного лечения радиоактивным йодом.

Таким образом, из 1544 больных, прооперированных по поводу дифференцированного рака щитовидной железы, 1310 вылечено, а другие продолжают лечение.

Какие основные выводы можно сделать на основе вышеприведенных данных? Остановлюсь только на ключевых моментах.

— После Чернобыльской катастрофы в Украине, начиная с 1990 года, наблюдалось значительное увеличение количества случаев заболеваемости раком щитовидной железы в когорте лиц от 0 до 18 лет на момент аварии, особенно у детей, которым было от 0 до 14 лет во время аварии.

— Распределение пациентов по возрасту на момент аварии свидетельствует о том, что наиболее значительное увеличение количества больных раком щитовидной железы происходило за счет детей, которым в 1986 году было не больше 4 лет. Численность этой группы возросла в последние годы по сравнению с 1986-1989 годами более чем в 5 раз, что дает основание выделить облученный возрастной контингент до 5 лет как группу максимального риска.

— Подтверждением тому являются данные о постоянном повышении именно у детей в возрасте от 0 до 4 лет на момент аварии дополнительной заболеваемости тиреоидным раком с увеличением дозы облучения щитовидной железы. Наиболее выраженное повышение отмечено при наиболее высоком среднем уровне облучения щитовидной железы — в 1 Грей и выше.

— Подавляющее большинство тиреоидных карцином (свыше 90% случаев) у пациентов, которые были детьми или подростками на момент аварии, представляют папиллярную карциному. Также отмечено некоторое повышение процента фолликулярных карцином с увеличением времени, прошедшего после аварии.

— Папиллярные карциномы характеризовались значительными изменениями морфологического строения со временем, прошедшим после Чернобыльской аварии, т.е. с увеличением латентного периода развития опухоли. Наиболее агрессивные по биологическому поведению папиллярные карциномы были зарегистрированы у детей, оперированных в возрасте от 4 до 14 лет в 1990-1995 годах, т.е. в условиях короткого латентного периода развития. Такие карциномы в основном имели солидное и солидно-фолликулярное строение и проявляли высокие инвазивные свойства, отличались высокой частотой развития региональных метастазов.

— Со временем, прошедшим после аварии, увеличивался возраст облученных, а также значительно изменялись морфологические характеристики папиллярных карцином в сторону постепенного уменьшения процента опухолей солидного строения, снижения инвазивных свойств опухолей, увеличения процента инкапсулированных форм и «маленьких» карцином величиной до 1 см, что в целом свидетельствует об улучшении характера биологического поведения опухолей и подтверждается существенным снижением процента случаев с признаками экстратиреоидного распространения и наличием региональных метастазов.

Приведенные факты могут составить лишь базис для дальнейших научных исследований, и в первую очередь необходимо сосредоточить внимание на фундаментальной проблеме изучения роли молекулярных нарушений в канцерогенезе щитовидной железы под действием радиационного фактора. И возможно, это в перспективе позволит найти маркер еще до проявления клинической симптоматики рака щитовидной железы.

И наконец, разрешите выразить искреннюю благодарность ведущим научным центрам, совместно с которыми проводились иммуногистохимические и молекулярно-биологические исследования:

— Кембриджский университет (Великобритания);

— Уэльский университет (Великобритания);

— Пенсильванский университет (США);

— Нагасакский университет (Япония).



Вернуться к номеру