Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Международный эндокринологический журнал 1(7) 2007

Вернуться к номеру

Бодимарин в комплексной терапии метаболического синдрома

Авторы: М.А. Геворкян, Е.И. Манухина, Л.В. Григорова Кафедра акушерства и гинекологии лечебного факультета МГМСУ, Россия

Рубрики: Эндокринология

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати

Введение

В настоящее время проблема ожирения представляется как быстрорастущая угроза здоровью населения. Так, в России 25 % трудоспособного населения страдает ожирением, а в США более 30 %, в большинстве случаев — женщины. По данным ВОЗ, 1,7 млрд человек на планете имеют избыточный вес или ожирение.

Метаболический синдром (МС) — сочетание различных метаболических нарушений и/или заболеваний, являющихся факторами риска раннего развития атеросклероза и его сердечно-сосудистых осложнений.

Многочисленные исследования выявили патогенетическую связь центрального (висцерального) ожирения, инсулинорезистентности (ИР) как следствия гиперинсулинемии, нарушения липидного обмена, артериальной гипертензии. Это так называемый «смертельный квартет». Абдоминальный тип ожирения был признан независимым от степени ожирения фактором риска развития сахарного диабета 2-го типа и сердечно-сосудистых заболеваний.

Метаболический синдром у женщин репродуктивного возраста ранее практикующие врачи знали как нейро-обменно-эндокринный синдром (НОЭС), протекающий по типу легкой формы болезни Кушинга. У женщин репродуктивного возраста МС является одной из наиболее частых причин нарушения репродуктивной функции. Частота данной патологии составляет примерно 30–35 % в структуре нарушений репродуктивной функции, а частота невынашивания беременности возрастает до 40–50 %.

Основным принципом лечения МС является изменение образа жизни, т.е. снижение калорийности пищи, повышение физической активности, что приводит к снижению массы тела. На фоне нормализации массы тела восстанавливается гормональный и метаболический гомеостаз и, как результат, репродуктивная функция, что доказано многочисленными исследованиями. Однако добиться снижения массы тела бывает очень сложно в связи с отсутствием силы воли у пациентов, чтобы сдержать аппетит. В связи с этим продолжается поиск различных препаратов, которые могут повысить эффективность диеты, направленной на снижение массы тела.

Цель исследования: изучить эффективность препарата Бодимарин в комплексном лечении метаболического синдрома.

Материал и методы исследования

Нами обследовано 60 пациенток репродуктивного возраста (средний возраст 27 ± 1,2 года) с диагнозом «метаболический синдром». Основной жалобой было нарушение генеративной функции: первичное бесплодие отмечено у 16 пациенток, вторичное бесплодие — у 32 и невынашивание беременности — у 12 пациенток.

Общеклиническое исследование включало изучение данных анамнеза, определение ИМТ (масса тела в кг / рост в м2), соотношения окружность талии / окружность бедер (ОТ/ОБ), значение которого при висцеральном типе ожирения свыше 0,8.

Диагностику инсулинорезистентности проводили с помощью определения индекса НОМА, который вычисляли по следующей формуле: базальный уровень глюкозы х базальный уровень инсулина / 22,5. У всех пациенток, включенных в исследование, значение данного индекса превышало 2,5, что является критерием диагностики ИР. Биохимические исследования включали определение липидного спектра крови: общего холестерина, ХС ЛПВП, ХС ЛПНП, триглицеридов (ТГ). Концентрацию глюкозы в капиллярной крови определяли глюкозооксидазным методом экспресс-анализа на портативном глюкометре «One Touch» тест-полосками «Lifesean» фирмы «Jounson and Jounson» (США).

Ультразвуковой мониторинг овуляции проводили при помощи аппарата «Combison» с использованием трансабдоминального и трансвагинального датчиков с частотой 3,5, 5 и 7 МГц, а также тестами овуляции «Клиоплан».

Комплексная терапия, включающая низкокалорийное питание, физические нагрузки, препараты, повышающие чувствительность к инсулину (сиофор по 1500 мг/сут.), назначена всем пациенткам. Выделено 2 группы исследуемых. 1-я группа пациенток (n = 30, основная группа) получала основное лечение и препарат для снижения массы тела Бодимарин, 2-я группа (n = 30, группа сравнения) — только основное лечение.

Бодимарин (фирма «Ядран», Хорватия) является комплексным препаратом: Бодимарин — таблетки с хитозаном, содержащие 810 мг хитозана и 15 мг витамина С; Бодимарин — витаминный комплекс (витамины А, Д, Е и омега-3 жирные кислоты). Для снижения массы тела Бодимарин — таблетки с хитозаном назначали по 2 таблетки 2 раза в день за 30–45 мин до основного приема пищи, запивая 2 стаканами воды. Бодимарин — витаминный комплекс назначали по 1 таблетке 1 раз в день через 2–3 часа после еды. Механизм действия Бодимарина основан на связывании отрицательно заряженных молекул жира, поступающих с пищей, положительно заряженными молекулами хитозана. Таким же образом связывается часть экзогенного холестерина и желчных кислот, несущих на себе отрицательный заряд, что приводит к усилению их синтеза и соответственно к активному расщеплению эндогенного холестерина. Бодимарин обладает гиполипидемическим эффектом и является действенным средством профилактики атеросклероза, артериальной гипертензии и других сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, хитозан, входящий в состав препарата Бодимарин, является пребиотиком и создает благоприятную среду для роста нормальной микрофлоры кишечника, что важно при сопутствующей патологии ЖКТ.

Лечение проводили в течение 6 мес. Контрольные обследования включали антропометрические (масса тела, ИМТ, ОТ/ОБ), биохимические (индекс НОМА, липиды крови) исследования и проводились 1 раз в 3 мес.

Результаты исследования и их обсуждение

По результатам общеклинического исследования обе группы были сопоставимы (табл. 1).

Анализ данных анамнеза показал, что у всех пациенток было вторичное нарушение менструального цикла на фоне прогрессирующей прибавки массы тела после воздействия различных стрессорных факторов (аборты, роды, операции, психологические стрессы и т.д.). Как видно из представленных в табл. 1 данных, у всех обследованных пациенток выявлено не только ожирение при ИМТ выше 30, но и висцеральный тип распределения жировой ткани (ОТ/ОБ более 0,8), что является кардинальным клиническим признаком МС. Кроме того, у большинства пациенток наблюдали также нигроидный акантоз, являющийся очень информативным клиническим критерием диагностики МС.

Нарушение менструального цикла по типу олигоменореи выявлено у большинства пациенток 1-й и 2-й групп (59,7 % и 61,2 % соответственно). По тестам функциональной диагностики и УЗИ овуляторные циклы наблюдали у 28,2 % и 25,4 % пациенток 1-й и 2-й групп, а у остальных диагностирована НЛФ и ановуляция.

Индекс НОМА у всех обследованных больных был выше 2,5, что свидетельствует об ИР. Известно, что золотым стандартом диагностики ИР является проведение эугликемического клемп-метода, что невозможно для широкого использования. По данным многих авторов, определение индекса НОМА — более чувствительный тест на ИР, чем проведение перорального глюкозотолерантного теста, что упрощает работу практикующих врачей.

Средние показатели липидного спектра крови в группах исследований не отличались от нормальных значений. У 14,3 % и 12,1 % пациенток 1-й и 2-й групп концентрация в крови триглицеридов была выше 1,7 ммоль/л, содержание ХС ЛПВП — менее 1,3 ммоль/л и повышение уровней ХС ЛПНП. Эти данные соответствуют так называемой «липидной триаде», что является критерием диагностики МС. Дислипидемия возникает как следствие гиперинсулинемии в более позднем репродуктивном возрасте и положительно коррелирует с длительностью заболевания, поэтому у обследованных нами пациенток частота нарушений липидного обмена не высокая.

Комплексная терапия способствовала снижению массы тела у подавляющего большинства обследованных пациенток, более выраженному в 1-й группе, получавшей дополнительно к основному лечению препарат Бодимарин (рис. 1).

Как результат, отмечены повышение чувствительности к инсулину по индексу НОМА (рис. 2) и нормализация показателей липидного спектра крови.

Побочных эффектов при лечении препаратом Бодимарин не наблюдали. Отсутствие положительных результатов лечения МС отмечено у 5,6 % и 6,7 % пациенток соответственно 1-й и 2-й групп, что обусловлено несоблюдением принципов рационального питания.

В результате проведенного лечения у 71,3% и 65,7% пациенток 1-й и 2-й групп наступила беременность, что указывает на функциональные нарушения в репродуктивной системе. Частота восстановления фертильности достоверно выше в 1-й группе пациенток, получавших препарат Бодимарин, что можно объяснить более выраженным снижением массы тела. Исследования В.Н. Серова и его последователей показали, что при длительности заболевании до 4–5 лет подобная терапия эффективна для восстановления генеративной функции. Отсутствие эффекта метаболической терапии в восстановлении овуляции свидетельствует о формировании вторичного синдрома поликистозных яичников, что требует второго этапа терапии — назначения консервативных или хирургических методов стимуляции овуляции.

Выводы

Таким образом, результаты настоящего исследования показали высокую эффективность препарата Бодимарин в комплексной терапии метаболического синдрома, направленной на восстановление генеративной функции у женщин репродуктивного возраста. Преимуществом препарата Бодимарин по сравнению с другими препаратами для снижения массы тела является хорошая переносимость, отсутствие побочных эффектов, доступная стоимость лечения.



Вернуться к номеру