Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «» 3(17) 2011

Вернуться к номеру

Новое в кардиологии

Новости FDA: лечение артериальной  гипертензии блокаторами рецепторов ангиотензина II не увеличивает риск  развития рака

2 июня 2011 года опубликован очередной выпуск новостей FDA (Consumer Inquiries: 888-INFO-FDA), в котором говорится о том, что блокаторы рецепторов ангиотензина II (БРА) не увеличивают риск развития опухолей у пациентов, принимающих их для контроля артериального давления. Ранее, в июле 2010 года, FDA сообщило, что будет проведено изучение безопасности использования БРА после того, как были опубликованы данные о небольшом увеличении риска возникновения рака у пациентов, которые принимали БРА, по сравнению с теми пациентами, которые не принимали БРА. Для этого были оценены результаты 31 рандомизированного клинического исследования, в которых принимали участие 155 000 пациентов, получавших или БРА, или другое лечение. Вывод этого исследования: не существует данных, свидетельствующих об увеличении риска возникновения опухолей на фоне приема БРА. Это касалось использования таких БРА, как кандесартан, ирбесартан, олмесартан, лосартан, валсартан, телмисартан, эпросартан, и их комбинации с другими классами препаратов. FDA подчеркнуло, что настоящий анализ развеивает любые сомнения о безопасности использования БРА. Пациенты должны продолжать принимать назначенные им БРА для контроля артериального давления или по поводу других сердечных/почечных заболеваний.

Систолическое артериальное давление  изменяется по-разному в зависимости  от возраста или рода занятий

Andrew Wills (Университетский колледж Лондона) и его коллеги представили результаты длительного популяционного исследования по изучению изменения уровня систолического артериального давления (САД) в различные возрастные периоды. Отдельно была выделена когорта лиц, которые занимались высококвалифицированной работой. Всего было включено 30 372 человека в возрасте 7–80 лет и сделано 102 583 обследования. Период детства определялся возрастом 7,5–15,3 года, ранний взрослый — 15,7–29,6 года, средний возраст — 36,6–49,7 года, поздний взрослый — старше 57 лет. Как минимум два измерения АД было сделано во всех когортах.

Оказалось, что во всех четырех периодах жизни происходит изменение САД вне зависимости от пола. Так, САД резко увеличивается на пике полового созревания (14–15 лет) — на 5,22 мм рт.ст. в год у мальчиков и на 3,6 мм рт.ст. в год у девочек. В период раннего взрослого развития увеличение происходит постепенно. В период среднего возраста САД начинает увеличиваться с 35 лет, достигая пика 1,5 мм рт.ст. в год для мужчин и 1,4 мм рт.ст. для женщин к возрасту 55 лет. Рост САД замедляется и иногда снижается в возрасте 65, 66 и 70 лет у мужчин и 77 лет у женщин.

Четыре фазы увеличения САД сохраняются после стандартизации по индексу массы тела, но при этом величины изменений САД становились меньше. При стандартизации по приему антигипертензивных препаратов также показано замедление прироста САД в возрасте 70 лет и старше. Максимальные половые различия наблюдаются в возрасте 26 лет, когда у мужчин давление на 8,2 мм рт.ст. выше, чем у женщин. В раннем взрослом и среднем периоде у женщин наблюдается более крутое повышение САД, после 60 лет половых различий не отмечается.

Дальнейший анализ показал: род профессиональных занятий влияет на уровень АД — когорта лиц высококвалифицированного труда имела меньший уровень САД (122,5 против 130 мм рт.ст. для мужчин, 115 против 122,5 мм рт.ст. для женщин). Кроме того, у них отмечался значительно меньший рост САД в среднем возрасте — 0,09 против 0,5 мм рт.ст./год для мужчин, 0,05 против 1,0 мм рт.ст./год для женщин. В более позднем возрасте скорость изменения САД не отличалась от таковой в общей популяции.

Исследователи сделали вывод, чт,о зная основные закономерности изменения САД с возрастом и то, что это можно изменить, возможно разработать пути по предупреждению развития кардио­васкулярных заболеваний.

Изменения массы тела у мужчин и женщин на фоне модификации образа жизни и коррекции диеты

В проспективное исследование было включено 120 877 мужчин и женщин, которые были разделены на три отдельных когорты и которые не имели хронических заболеваний и ожирения исходно. Периоды наблюдения составили с 1986 по 2006 и с 1991 по 2003 гг. Соотношения между факторами изменения образа жизни и веса были оценены через четырехгодичные интервалы, с мультифакторной стандартизацией по возрасту, индексу массы тела в каждый период и всем факторам образа жизни. Статистическая обработка осуществлялась с помощью инверсионно-вариационного весового метаанализа.

За четырехгодичный период участники набрали в среднем 3,35 фунта. На основании ежедневного потребления диетических компонентов было установлено, что изменение веса в течение 4 лет ассоциировалось с потреблением картофельных чипсов (1,69 фунта), картофеля (1,28 фунта), сахаросодержащих напитков (1 фунт), необработанного красного (0,95 фунта) и обработанного мяса (0,93 фунта) и обратно ассоциировалось с потреблением овощей (–0,22 фунта), цельнозерновых продуктов (–0,37 фунта), фруктов (–0,49 фунта), орехов (–0,57 фунта) и йогурта (–0,82 фунта) (Р < 0,005 для каждого). Совокупность диетических изменений ассоциировалась со значительными различиями в изменении веса (3,93 фунта на каждую квинтиль диетических изменений). Другие факторы образа жизни также были связаны с изменением веса (Р < 0,001), включая физическую активность (–1,76 фунта на квинтиль), потребление алкоголя (0,41 фунта на 1 дозу в сутки), курение (только прекратившие — 5,17 фунта, давно прекратившие — 0,14 фунта), сон (большее набирание веса при длительности < 6 или > 8 часов) и просмотр телепередач (0,31 фунта на каждый час в сутки).

Таким образом, специфические диетические факторы и факторы образа жизни независимо ассоциировались с долгосрочным набором веса. Эффект значительно усиливался при совокупности нескольких факторов (Mozaffarian D., Hao T., Rimm E. et al. // N. Engl. J. Med. — 2011. — Vol. 364. — P. 2392-2404).

Взаимосвязь жесткости артерий и диастолической функции сердца и ее изменение на фоне длительной антигипертензивной терапии

Целью исследования было оценить, может ли уменьшение жесткости артерий на фоне длительной терапии блокатором рецепторов ангиотензина (БРА) II положительно влиять на диастолическую функцию левого желудочка по сравнению с длительной терапией антагонистом кальция. Кроме того, была оценена взаимосвязь жесткости артерий и диастолической функции на фоне терапии БРА у пациентов с I и II стадиями артериальной гипертензии.

113 пациентов были рандомизированы получать или БРА кандесартан, или антагонист кальция амлодипин. Исходно и через 2–3 года лечения были проведены эхокардиография и измерение скорости распространения пульсовой волны (СРПВ) на плечево-лодыжечном сегменте.

После стандартизации ковариат снижение СРПВ (–200 ± 18 см/с против –141 ± 18 см/с, Р = 0,03) и увеличение соотношения Е/А (0,08 ± 0,03 против 0,01 ± 0,03, Р = 0,04) были достоверно большими в группе кандесартана, чем в группе амлодипина. Были обнаружены достоверные корреляции между изменением величины СРПВ и изменением соотношения Е/А в группе кандесартана.

Таким образом, длительная терапия кандесар­таном имела более благоприятное влияние на жесткость крупных и средних по размеру артерий, чем терапия амлодипином. Это влияние сопровождалось улучшением диастолической функции левого желудочка, достоверно выраженным в группе кандесартана (Tomiyama H., Yoshida M., Yamada J. // Am. J. Hypertens. — 2011, Jun 16. doi: 10.1038/ajh.2011.109).



Вернуться к номеру