Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



СІМЕЙНІ ЛІКАРІ ТА ТЕРАПЕВТИ
день перший
день другий

НЕВРОЛОГИ, НЕЙРОХІРУРГИ, ЛІКАРІ ЗАГАЛЬНОЇ ПРАКТИКИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ

КАРДІОЛОГИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, РЕВМАТОЛОГИ, НЕВРОЛОГИ, ЕНДОКРИНОЛОГИ

СТОМАТОЛОГИ

ІНФЕКЦІОНІСТИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, ПЕДІАТРИ, ГАСТРОЕНТЕРОЛОГИ, ГЕПАТОЛОГИ
день перший
день другий

ТРАВМАТОЛОГИ

ОНКОЛОГИ, (ОНКО-ГЕМАТОЛОГИ, ХІМІОТЕРАПЕВТИ, МАМОЛОГИ, ОНКО-ХІРУРГИ)

ЕНДОКРИНОЛОГИ, СІМЕЙНІ ЛІКАРІ, ПЕДІАТРИ, КАРДІОЛОГИ ТА ІНШІ СПЕЦІАЛІСТИ

ПЕДІАТРИ ТА СІМЕЙНІ ЛІКАРІ

АНЕСТЕЗІОЛОГИ, ХІРУРГИ

ГІНЕКОЛОГИ

International neurological journal 7 (37) 2010

Back to issue

Интервью с профессором Натаном Борнштейном

Categories: Neurology

print version


Summary

Натан М. Борнштейн является профессором и заведующим ­неврологического отделения в Медицинском центре им. Элиаса Сораски, медицинский факультет им. Саклера, Тель-Авивский университет, Израиль.

Научные интересы доктора Борнштейна касаются следующих направлений: латерализованные эпилептиформные разряды, развившиеся после инсульта и связанные с метаболическими нарушениями, неклапанная фибрилляция предсердий, менопауза и ишемический инсульт, роль гормонозаместительной терапии, антиагрегантов в лечении инсультов, инфекции как пусковой фактор ишемического инсульта, транскраниальная допплерсонография, динамика и лечение асимптоматического каротидного стеноза и клиническая значимость кровоизлияний в каротидные бляшки.

Доктор Борнштейн — ведущий исследователь Тель-Авивского регистра инсультов и Средиземноморского общества инсульта, член Европейского реестра инсультов. Автор и соавтор более 90 научных статей по проблемам цереброваскулярных заболеваний, опубликованных в таких журналах, как Stroke, Neurology, Adverse Neurology, Cardiology, Acta Diabetologiсa, Cerebrovascular Diseases, Lancet, Archives of Neurology, Headache, Тhe Journal of Neurological Sciences, Тhe European Journal of Neurology.

— Профессор Борнштейн, недавно вы посетили Сеул и приняли участие в работе Международного конгресса по инсульту. Какие наиболее значимые научные и клинические исследования вы бы выделили?

— Этот год не был отмечен такими передовыми исследованиями, как ECASS III в 2008 г. Однако на конгрессе были доложены результаты нескольких важных исследований: SENTIS, посвященного применению катетера NeuroFlo для усиления мозгового кровообращения при остром ишемическом инсульте, и CASTA, касающегося использования препарата Церебролизин для лечения острого ишемического инсульта. Привлекли к себе также внимание блестяще прочитанные лекции доктора Cohen и доктора Dirnagl, посвященные впечатляющим результатам доклинических научных исследований на моделях инсультов.

— Профессор Борнштейн, вы лично участвовали в проведении исследования CASTA. Как бы вы прокомментировали основные результаты исследования?

— Да, я входил в состав руководящего комитета и, следовательно, частично отвечаю за дизайн исследования. Считаю, что исследование в целом было выполнено хорошо. В него было включено более 1060 пациентов, из которых более 900 полностью завершили исследование. Итоговые результаты исследования, касающиеся первичных показателей эффективности, оказались нейтральными. Однако мы думаем, что это было связано с тем, что большая часть исследуемых пациентов имела легкие инсульты, с медианой по шкале тяжести инсультов Национального института здравоохранения США (NIHSS) на уровне 9. Поскольку в исследование было включено слишком много легких случаев, то мог сильно проявиться «эффект потолка» (по мере приближения показателей к норме трудно зафиксировать их отклонение в ответ на воздействие каких-либо факторов, например лечения. — Прим. перев.).

— Профессор Гейсс, ярый сторонник доказательной медицины, представил результаты исследования CASTA с оптимистической и позитивной точки зрения. С чем это связано?

— Я думаю, что во время представления данных было правильно указано на возможное существование «эффекта потолка», что может объяснить нейтральные результаты исследования. Однако Церебролизин проявлял выраженные положительные эффекты в подгруппе пациентов с исходными значениями по шкале NIHSS > 12 или даже еще больше (NIHSS > 17). Эти эффекты должны быть приняты во внимание клиницистами, поскольку это первый случай среди клинических исследований инсультов, когда нейропротективное средство демонстрирует такую выраженную клиническую эффективность.

— Не могли бы вы рассказать немного больше об этих положительных эффектах?

— В подгруппе из 246 пациентов, включенных в исследование CASTA со значениями NIHSS > 12, спустя 90 дней лечения в группе применения Церебролизина наблюдалось улучшение примерно на 5 баллов по шкале NIHSS, в то время как в контрольной группе снижение составило менее 2 баллов. Эта разница в 3 балла свидетельствует о развитии очень выраженного клинического улучшения при лечении Церебролизином. Также важно отметить, что положительные эффекты наблюдались уже на 10-й день лечения — тот момент времени, когда в случае необходимости клиницисты могут принять решение об интенсификации нейрореабилитации. Для многих пациентов раннее начало реабилитации означает, что вместо длительного течения болезни их состояние будет непрерывно улучшаться.

— Отличались ли результаты, полученные у пациентов с инсультами в правом и левом полушариях?

— Насколько мне известно, нет. Это свидетельствует о том, что улучшение наступает в любом случае, независимо от стороны повреждения. Однако мы должны дождаться финального отчета о результатах исследования, который появится где-то в конце декабря, чтобы более точно ответить на вопрос, какие же подгруппы пациентов выиграли в наибольшей степени от терапии Церебролизином.

— Пожалуйста, объясните, можно ли ожидать появления какого-либо позитивного эффекта у пациентов с легким инсультом, поскольку CASTA не дает четкого ответа на этот вопрос.

— Положительный эффект может быть определен и у пациентов, страдающих от легких форм инсульта и имеющих, соответственно, низкие значения NIHSS. Однако для этого в исследование должно быть включено намного больше пациентов. Представьте себе, например, двух пациентов — одного в плацебо-группе и одного в группе применения Церебролизина, имеющих по шкале NIHSS 8 баллов. Как вам хорошо известно, обычно при легкой степени инсульта в течение 90 дней отмечаются улучшения до уровня, при котором неврологические нарушения становятся очень малыми и когнитивные/двигательные функции пациентов могут быть восстановлены. Вследствие этого трудно выявить достоверный лечебный эффект в этой группе.

В предыдущих исследованиях было показано, что Церебролизин помогает таким пациентам быстрее восстанавливаться, что улучшает качество жизни больных и лиц, ухаживающих за ними. Мы можем также предположить, что у пациентов, которые быстрее выздоравливают, не развивается постинсультная депрессия, часто возникающая при длительном персистировании нарушений.

— Еще одним важным аспектом исследований инсульта являются данные о безопасности лечения. Какими они были в исследовании CASTA?
— Одним из наиболее важных преимуществ Церебролизина всегда был безопасный профиль его применения, что было снова подтверждено в исследовании CASTA, впервые на более чем 1000 пациентов. В частности, был отмечена тенденция к снижению смертности в группе применения Церебролизина на 1,3 %. Я думаю, что в окончательном отчете в подгруппе пациентов с более тяжелыми поражениями эта цифра будет еще выше. Однако, чтобы убедиться в этом, нужно дождаться публикации окончательных результатов исследования.

— Вы верите, что в конце концов могут быть получены убедительные данные о возможности осуществления достоверной нейропротекции при ишемическом инсульте?

— Да, верю. Однако мы должны понимать, что в течение многих лет неврологи всего мира возлагали большие надежды на то, что нейропротекция может получить статус доказанной терапии при остром инсульте в дополнение к r-tPA. Но результаты нескольких исследований не оправдали этих ожиданий.

— Какие исследования вы имеете в виду?

— Из последних исследований можно упомянуть исследование SAINT, посвященное изучению вещества NXY-059, и исследование EAST, посвященное изучению скавенджера («перехватчика») свободных радикалов под названием «Эдаравон». В обоих случаях были получены отрицательные результаты. Мы можем также вспомнить большой обзор James Grotta 2004 г., в котором рассмотрены препараты, протестированные в качестве нейропротекторных средств, — практически во всех случаях были получены негативные результаты.

— Вы верите в будущее Церебролизина?

— С моей точки зрения, необходимо выполнить большее количество научных исследований применения Церебролизина при остром ишемическом инсульте. Однако выраженные позитивные тенденции в подгруппах исследования CASTA должны произвести впечатление и на фармацевтическую компанию, и на медицинскую общественность. Как известно, лишь для малого количества препаратов определенность в отношении доказательности была достигнута за один шаг. Однако первый шаг всегда самый трудный, и первый шаг, сделанный в исследовании CASTA, оказался очень впечатляющим и для фармацевтической компании, и для нас, специалистов в области инсульта.

— Церебролизин является биологическим препаратом со сложным мультимодальным действием. Не думаете ли вы, что эта сложность и есть часть ответа на вопрос о том, почему Церебролизин является подходящим кандидатом для поиска убедительных доказательств?

— Вы коснулись очень интересного вопроса. Параллельно с проведением клинических исследований мы должны также изучать механизмы действия Церебролизина при остром инсульте. Доклинические данные указывают на то, что Церебролизин является препаратом с мультимодальным действием, который полезен и для нейропротекции при остром инсульте, и для длительной нейрореабилитации. Помимо этого, вследствие его способности влиять на ишемический каскад на различных уровнях (плейотропные эффекты) он является наиболее подходящим кандидатом для нейропротекции в остром периоде инсульта.

Если вы помните лекцию Stephen Davis на Международном конгрессе по инсульту в Сеуле, то он отметил, что уже установлена правильность концепций, связанных с Церебролизином, не хватает только данных рандомизированных контролируемых исследований (РКИ). Мы уже знаем, что механизм действия Церебролизина носит плейотропный и мультимодальный характер. В связи с этим уместно вспомнить, что еще в 2006 г. Marc Fisher высказал мнение о том, что наилучшими кандидатами для выявления эффективности в больших РКИ являются средства с мультимодальным действием, включая нейротрофические факторы.

Церебролизин, возможно, даже лучший кандидат, нежели сами по себе нейротрофические факторы, вследствие его более выраженных мультимодальных свойств. Это связано с тем, что он имитирует влияние нейротрофических факторов, и активные пептиды, содержащиеся в препарате, достаточно малы, чтобы пройти через гематоэнцефалический барьер, что усиливает эффект.

— Давайте, заканчивая это интервью, заглянем в будущее. Как вы думаете, что нового в исследованиях Церебролизина произойдет в ближайшее время?

— В течение нескольких последних недель я обсуждал с моими коллегами исследование CASTA и его результаты. Сигнал, который я получил, достаточно ясен: все надеются на то, что в скором времени спонсор инициирует новое исследование, дизайн которого будет скорректирован таким образом, чтобы сфокусироваться только на пациентах с умеренными и тяжелыми инсультами, что, возможно, потребует назначения более высоких доз препарата или увеличения длительности лечения.

Мы должны извлечь важные уроки из исследования CASTA. И если подгрупповой анализ окажется информативным, то в следующем исследовании высока вероятность выявления позитивных достоверных результатов, что будет прекрасным достижением в лечении инсультов.

— Профессор Борнштейн, мы бы хотели поблагодарить вас за то, что вы поделились с нами информацией о важном конгрессе, проходившем в Сеуле, и об исследовании CASTA.

— Спасибо вам за ваши вопросы. Был рад помочь.

Материал предоставлен компанией EVER Neuro Pharma
Перевод к.м.н. А.В. Савустьяненко



Back to issue