Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Сучасні академічні знання у практиці лікаря загальної практики - сімейного лікаря


UkraineNeuroGlobal

UkraineCardioGlobal

Сучасні тренди діагностики і лікування в стоматології

Актуальні інфекційні захворювання


Травма та її наслідки

UkraineOncoGlobal

Всесвітній день боротьби із запальними захворюваннями кишечника
день перший
день другий

UkrainePediatricGlobal

Національна школа терапевтів України
день перший
день другий
день третій

Жінка та війна: формули виживання

Коморбідний ендокринологічний пацієнт

Міжнародний неврологічний журнал 4 (34) 2010

Повернутися до номеру

Реестр нарушений мозгового кровообращения в г. Батуми в 2007–2008 гг.

Автори: Вашадзе Ш.B., Государственный университет им. Ш. Руставели, департамент терапии, г. Батуми, Грузия

Рубрики: Неврологія

Версія для друку


Резюме

Цель нашего исследования — изучить случаи нарушения мозгового кровообращения в г. Батуми в 2007–2008 гг., провести анализ этих случаев, дифференциацию с учетом этиологии, локализации и риск-факторов, а также наметить пути их превенции.
В 2007–2008 годах в г. Батуми в республиканской больнице было зафиксировано 329 случаев инсульта. Из них геморрагический инсульт — в 63,2 % случаев, ишемический инсульт — в 37,8 %. Инсультом страдало 56 % мужчин. Группу высокого риска составляют мужчины от 40 до 80 лет, у всех был геморрагический инсульт.
Необходимо провести превенционные мероприятия во избежание инсульта. Своевременно должны быть выявлены группы высокого риска, также обязательна активизация массовой и санитарно-просветительской работы.


Ключові слова

Гипертензия, инсульт.

Нарушение мозгового кровообращения на сегодняшний день остается одной из актуальных проблем [6, 7, 9, 10].

Актуальность

Инсульт (в переводе с латинского «удар») — одна из наиболее тяжелых форм сосудистых поражений головного мозга. Заболеваемость (инвалидность) изменяет качество жизни больного и выдвигает перед ним новые проблемы (приспособление к дефекту, изменение профессии, поведения в семье и другие). Ишемический инсульт по­прежнему остается одной из самых актуальных проблем современной неврологии, занимая 3­е место среди причин смертности после сердечно­сосудистых и онкологических заболеваний и являясь 1­й причиной инвалидности лиц молодого возраста [1, 8, 10–13]. Инсульт привлекает к себе все больше и больше внимания не только из­за широкой распространенности, но также из­за своих последствий. Цереброваскулярные заболевания наносят огромный ущерб экономике с учетом расходов на лечение и медицинскую реабилитацию, потерь в сфере производства [1–6]. Только от инсульта, например, в США материальные потери составляют от 7,5 до 11,2 млн дол. в год. Более 20 % пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, остаются инвалидами и нуждаются в постоянном уходе. Инсульт в настоящее время становится основной социально­медицинской проблемой неврологии. Ежегодно в мире церебральный инсульт переносят около 6 млн человек [13–16]. Инсульт в настоящее время является одной из основных причин инвалидизации населения. Современные публикации основываются на анализе четырех основных групп заболеваний, наиболее тесно связанных с развитием инсульта и поэтому несущих все признаки репрезентативных синдромов: 1) артериальная гипертензия (АГ); 2) заболевания сердца с нарушениями ритма и внутрисердечной гемодинамики; 3) стенозы брахиоцефальных артерий; 4) гиперкоагуляция. Наиболее полные данные о степени риска можно получить при изучении АГ (Carter, HSCSG, TEST, PROGRESS). Метаанализ 9 проспективных исследований, проводившихся в течение 10 лет (420 000 человек), показал, что повышение артериального давления увеличивает десятилетний риск инсульта до 46 %. Следовательно, абсолютный индивидуальный риск инсульта у больных АГ составляет приблизительно 4,6–5 % в год [1, 3, 6, 8, 9].

Цель исследования. Наша цель — изучить случаи нарушения мозгового кровообращения в Аджарии в 2007–2008 гг., провести анализ этих случаев, их дифференциацию с учетом этиологии, локализации и риск­факторов, а также наметить пути их превенции.

Материалы и методы

Обследованы 329 человек (178 мужчин и 151 женщина в возрасте 18 лет и старше), компьютерную томографию (КТ) головного мозга проводили без контрастного усиления. Оценку неврологических расстройств осуществляли по шкале инсульта Национальных институтов здоровья (NIHSS).

Результаты исследования

Обследованы 329 человек (178 мужчин и 151 женщина в возрасте 18 лет и старше), за период 2007–2008 гг. перенесших инсульт давностью 1–3 недели, провели компьютерную томографию при исследовании головного мозга у первичных больных с клиническим диагнозом инсульта, поступающих в республиканскую больницу г. Батуми. Следует отметить, что только у 2/3 из 329 больных с направительным диагнозом «инсульт» он же стал и заключительным клиническим диагнозом. Острое нарушение мозгового кровообращения было подтверждено с помощью КТ у 185 из 329 больных. Острый ишемический инсульт стал заключительным клиническим диагнозом более чем у половины всех исследуемых больных. У 131 больного исследование головного мозга было проведено между 3 и 12 часами от начала заболевания, среди них острый ишемический инсульт был подтвержден у 53 больных. Острое мозговое кровоизлияние было подтверждено с помощью КТ у 23 из 329 больных. Среди мужчин курят 47,37 % (менее 10 сигарет выкуривают 14,29 %, 10–20 сигарет — 50,79 %, более 20 сигарет  — 34,92 %), курили ранее 16,54 %, никогда не курили 36,09 %. Среди женщин курят 25,99 % (38,98 % — менее 10 сигарет в сутки, 47,46 % — 10–20 сигарет, 13,56 % — более 20), курили ранее 13,66 %, никогда не курили 60,35 %. Курят 58,6 % юношей (29,2 % — менее 10 сигарет в сутки, 55,8 % — 10–20 и 14,9 % — более 20), 9,1 % курили ранее и 32,3 % никогда не курили.

 

 

 

 

Ишемический инсульт чаще всего возникает у больных старше 60 лет, имеющих в анамнезе инфаркт миокарда (45 %), ревматические пороки сердца (5 %), нарушение сердечного ритма и проводимости (37 %), сахарный диабет (15 %).

Геморрагический инсульт чаще всего возникает в возрасте 61–80 лет. В анамнезе у таких больных гипертоническая болезнь (57 %), атеросклероз (60 %) или сочетание этих заболеваний, артериальная симптоматическая гипертензия (55 %), заболевание крови (3 %) и др.

Обычно инсульт развивается внезапно, в дневное время, на фоне эмоционального или физического перенапряжения. Причиной кровоизлияния в головной мозг чаще всего является гипертоническая болезнь (57 % случаев). Кровоизлияние в мозг может наступить в результате разрыва сосуда. Основным патогенетическим фактором кровоизлияния являются артериальная гипертензия, гипертонические кризы, при которых возникают спазмы или параличи мозговых артерий и артериол. Обменные нарушения, возникающие в очаге ишемии, способствуют дезорганизации стенок сосудов [3–7], которые в этих условиях становятся проницаемыми для плазмы и эритроцитов [21–24]. Так возникает кровоизлияние путем диапедеза. Одновременное развитие спазма многих сосудистых ветвей в сочетании с проникновением крови в мозговое вещество может привести к образованию обширного очага кровоизлияния, а иногда и множественных геморрагических очагов [24–26]. В основе гипертонического криза может быть резкое расширение артерий с увеличением мозгового кровотока, обусловленное срывом его саморегуляции при высоком артериальном давлении. В этих условиях артерии утрачивают способность к сужению и пассивно расширяются [27, 28]. Под повышенным давлением кровь заполняет не только артерии, но и капилляры и вены. При этом повышается проницаемость сосудов, что приводит к диапедезу плазмы крови и эритроцитов. В механизме возникновения диапедезной геморрагии определенное значение придается нарушению взаимосвязи между свертывающей и противосвертывающей системами крови. В патогенезе разрыва сосудов играют роль и функционально­динамические нарушения сосудистого тонуса. Паралич стенки мелких мозговых сосудов ведет к острому нарастанию проницаемости сосудистых стенок и плазморрагии.

Субарахноидальное кровоизлияние (кровоизлияние в субарахноидальное пространство). Наиболее часто кровоизлияние происходит в возрасте 30–70 лет (57 %). В числе факторов риска развития субарахноидального кровоизлияния называются курение (60 %) и однократное употребление алкоголя в больших количествах, артериальная гипертензия (76 %), избыточная масса тела (80 %).

Заключение

По данным международных многоцентровых исследований, соотношение ишемического и геморрагического инсультов составляет в среднем 4 : 1–5 : 1 (80–85 % и 15–20 %). Среди всех видов инсульта преобладают ишемические поражения мозга. Ишемические инсульты составляют 70–85 % случаев, кровоизлияния в мозг — 20–25 % случаев, нетравматические субарахноидальные кровоизлияния — 5 % случаев [16–19, 24–26]. По нашим данным, среди всех видов инсульта ишемические инсульты составляют 111 (37,2 %) случаев, кровоизлияния в мозг — 208 (63,2 %) случаев. Чаще всего страдает рarietal сortex. Выявлена зависимость распространенности инсульта от пола. Наименьший процент выявлен среди мужчин. Все направления профилактической работы ориентированы на контроль факторов риска, их коррекцию как у конкретных людей, так и в популяции в целом.


Список літератури

 1. Белова А.Н., Щепетова О.Н. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации. — М.: Антидор, 2002. — 440 с.

2. Борисов В.А., Маркин С.П. Реабилитация постинсультных больных // Журнал теоретической и практической медицины. — 2005. — № 1. — С. 21.
3. Гехт А.Б. Качество жизни и лечение больных, перенесших инсульт. — М.: Издательско-полиграфическая фирма «Эхо», 2002. — 45 с.
4. Гусев Е.И., Скворцова В.И. Проблема инсульта в Российской Федерации // Качество жизни. — 2006. — № 2. — С. 10.
5. Инсульт: диагностика, лечение, профилактика / Под ред. З.А. Суслиной, М.А. Пирадова. — М.: МЕДпресс-информ, 2008.
6. Корниенко В.Н., Пронин И.Н., Пьяных И.С., Фадеева Л.М. Исследование тканевой перфузии головного мозга методом компьютерной томографии // Медицинская визуализация. — 2007. — № 2. — С. 70-81.
7. Adams H.P., del Zoppo G., Alberts M.J. et al. Guidelines for the Early Management of Adults with Ischemic Stroke // Stroke. — 2007. — 38. — 1655-1711.
8. Astrup J., Siesjo B.K., Symon L. Thresholds in cerebral ische-mia — the ischemic penumbra // Stroke. — 1981. — 12. — 723-725.
9. Axel L. Cerebral blood flow determination by rapid-sequence computed tomography // Radiology. — 1980. — 137. — 679-686.
10. Baron J.C. Perfusion thresholds in human cerebral ischemia: historical perspective and therapeutic implications // Cerebrovasc. Dis. — 2001. — 11, Suppl. 1. — 2-8.
11. Cenic A., Nabavi D.G., Craen R.A., Gelb A.W., Lee T.Y. Dynamic CT measurement of cerebral blood flow: a validation study // Am. J. Neuroradiol. — 1999. — 20. — 63-73.
12. Eastwood J.D., Lev M.H., Wintermark M. et al. Correlation of early dynamic CT perfusion imaging with whole-brain MR diffusion and perfusion imaging in acute hemispheric stroke // Am. J. Neuroradiol. — 2003. — 24. — 1869-1875.
13. Hacke W., Albers G., Al-Rawi Y. et al. The Desmoteplase in Acute Stroke Trial (DIAS): A Phase II MRIBased 9-hour Window Acute Stroke Thrombolysis Trial with Intravenous Desmoteplase // Stroke. — 2005. — 36. — 66-73.
14. Heiss W.D. Flow thresholds for functional and morphological damage of brain tissue // Stroke. — 1983. — 14. — 329-31.
15. Heiss W.D. Ischemic penumbra: evidence from functional imaging in man // J. Cereb. Blood Flow Metab. — 2000. — 20. — 1276-93.
16. Latchaw R.E., Yonas H., Hunter G.J. et al. Guidelines and Recommendations for Perfusion Imaging in Cerebral Ischemia: 
A Scientific Statement for Healthcare Professionals by the Writing Group on Perfusion Imaging, From the Council on Cardiovascular Radiology of the American Heart Association // Stroke. — 2003. — 34. — 1084-1104.
17. Michel P., Reichhart M., Schindler C., Bogousslavsky J., Meuli R., Wintermark M. CT-perfusion guided intravenous thrombolysis for unknown onset of stroke symptoms: clinical results of a pilot study // International Journal of Stroke. — 2008. — Vol. 3, Issue s1 (Abstracts of the 6th World Stroke Congress and X International Symposium on Thrombolysis and Acute Stroke Therapy, 24–27 September 2008, Vienna, Austria and 21–23 September 2008, Budapest, Hungary). — Р. 271.
18. Multidetector Computed Tomography in Cerebrovascular Disease. CT Perfusion Imaging / Ed. by K.A. Miles, J.D Eastwood, M. Konig. — Abingdon, UK: Informa Healthcare, 2007.
19. Nabavi D.G., Cenic A., Craen R.A. et al. CT assessment of cerebral perfusion: experimental validation and initial clinical experience // Radiology. — 1999. — 213. — 141-149.
20. Nabavi D.G., Cenic A., Dool J. et al. Quantitative assessment of cerebral hemodynamics using CT: stability, accuracy, and precision studies in dogs // J. Comput. Assist. Tomogr. — 1999. — 23. — 506-515.
21. Parsons M.W., Barber P.A., Chalk J. et al. Diffusion and perfusion-weighted MRI response to thrombolysis in stroke // Ann. Neurol. — 2002. — 51. — 28-37.
22. Parsons M.W. Perfusion CT: is it clinically useful? // International Journal of Stroke. — 2008, February. — Vol. 3. — 41-50.
23. Roccatagliata L., Lev M.H., Mehta N., Koroshetz W.J., Gonzalez R.G., Schaefer P.W. Estimating the size of ischemic regions on CT perfusion maps in acute stroke: is freehand visual segmentation sufficient? Proceedings of the 89th Scientific Assembly and Annual Meeting of the Radiological Society of North America. — Chicago, IL., 2003. — P. 1292.
24. Schaefer P.W., Ozsunar Y., He J. et al. Assessing tissue viability with MR diffusion and perfusion imaging // Am. J. Neuroradiol. — 2003. —124. — 436-443.
25. Schlaug G., Benfield A., Baird A.E. et al. The ischemic penumbra: operationally defined by diffusion and perfusion MRI // Neurology. — 1999. — 53. — 1528-1537. 
26. Schramm P., Schellinger P.D., Klotz E. et al. Comparison of perfusion computed tomography and computed tomography angiography source images with perfusion-weighted imaging and diffusion-weighted imaging in patients with acute stroke of less than 6 hours’ duration // Stroke. — 2004. — 35(7). — 1652-1658.
27. Shetty S.H., Lev M.H. CT perfusion // Acute Ischemic Stroke. Imaging and Intervention / Ed. by R.G. Gonzalez, J.A. Hirsch, W.J. Koroshetz et al. — Berlin; Heidelberg: Springer-Verlag, 2006.
28. The European Stroke Organization (ESO) Executive Committee and the ESO Writing Committee. Guidelines for Management of Ischaemic Stroke and Transient Ischaemic Attack. — 2008.

Повернутися до номеру